ровозов. В то время это было очень актуальное
и исключительно прибыльное направление. Сеть
железных дорог в стране, в 1855 г. составлявшая
всего лишь 980 верст, через десять лет выросла
до 3,8 тыс. верст, а еще через десять — до 19 тыс.
верст. И для этого стремительно растущего хо
зяйства требовалось все больше мостовых ме
таллоконструкций, вагонов и паровозов.
Чтобы облегчить управление все более мас
штабным бизнесом, Аманд Струве призвал
на помощь старшего брата Густава, тоже воен
ного инженера. А затем к братьям присоединил
ся со своими капиталами и связями московский
купец первой гильдии баварскоподданный Ан
тон Лессинг. В 1872 г. было основано Акционер
ное общество Коломенского машиностроитель
ного завода с капиталом 2,8 млн руб. — огромная
по тем временам сумма.
Развитие Коломенского завода сдерживалось
только нехваткой металла. Его поставщиком
и должен был стать Кулебакский завод, в 1872 г.
перешедший в собственность коломенских ма
шиностроителей. В отличие от прижимистых ан
гличан братья Струве не жалели средств на раз
витие своих предприятий. В 1875 г. в Кулебаках
ввели в строй пудлинговые печи, в которых чу
гун переплавляли в низкоуглеродистое «свар
ное железо», и станы для прокатки пудлинговых
криц. Через два года заработала первая марте
новская печь, которая тогда представляла собой
крутой хай-тек. Ведь прошло всего 13 лет, с тех
пор как французский инженер Пьер Мартен
впервые получил сталь своим способом, и десять
лет с момента запуска первой в России печи его
имени на Ивано-Сергиевском заводе.
К середине 90-х годов XIX в. Кулебакский гор
ный завод действительно стал основной ме
таллургической базой Коломенского машино
строительного. И не только металлургической.
Скромно начав с поставок стальных болванок
и сортового проката, за 20 лет он освоил про
изводство листового и котельного железа, ва
гонных осей и рам, пружин и рессор. Одним
из важнейших видов его продукции стали банда
жи — железные ободы, надевавшиеся на вагон
ные колеса, чтобы предотвратить их истирание.
В 1877 г. в Кулебаках появился первый в России
бандажепрокатный стан, еще через пять лет —
второй, что сделало завод крупнейшим в стране
предприятием данного профиля.