Table of Contents Table of Contents
Previous Page  25 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 25 / 68 Next Page
Page Background

са в авиационной и космической технике. Росли

возможности отечественных авиационных дви­

гателей, соответственно ужесточались требо­

вания и к поставщикам комплектующих к ним,

в частности, колец.

Кулебакский завод по-прежнему оставался

металлургическим заводом. Он продолжал вы­

пускать сортовой и листовой прокат, изготав­

ливал валки и поковки. Но в его сортаменте все

бóльшую роль стали играть кольца — из леги­

рованных и нержавеющих сталей, легких спла­

вов на основе алюминия и титана, жаропроч­

ных сплавов на основе никеля. Объемы выпуска

были настолько значительными, что для утили­

зации титановых отходов на предприятии созда­

ли собственное производство ферротитана.

Завод превращался в крупный центр отра­

слевой науки. На нем организовали базовую на­

учно-технологическую лабораторию Минавиа­

прома СССР, где совместно со специалистами

отраслевых научно-исследовательских институ­

тов (ВИЛС, ВИАМ, НИИД, ВНИИМетмаш и др.)

разрабатывались новые технологии кольцепро­

катного производства, новые материалы и спла­

вы. При этом предприятие работало не только

на авиастроение. В середине 1980-х годов в Ку­

лебаках было освоено производство катаных ко­

лец для роторных и тяжелонагруженных статор­

ных деталей.

В 1986 г. на заводе установили передовое в тот

период кольцепрокатное оборудование запад­

ногерманской компании Banning, что позволило

предприятию стать одним из наиболее современ­

ных производителей колец в мире и признанным

лидером среди советских поставщиков колец для

авиакосмической отрасли. На освободившихся

площадях термического цеха создали производ­

ство металлических порошков — наукоемкой,

высокотехнологичной и очень перспективной

продукции. Установленная там линия горяче­

го прессования с усилием 34,5 тыс. т стала самой

мощной в Европе.

Таким образом, Кулебакский завод был го­

тов стать одним из лидеров научно-техническо­

го прогресса для всей советской промышленно­

сти, окончательно перейти на выпуск передовой

продукции для наиболее продвинутых отраслей.

Но тут наступил недоброй памяти 1991 г., и все

надежды заводчан пошли прахом вместе с ушед­

шей в небытие великой страной.

Деятельность предприятия в 1990-е годы

можно описать одним словом — выживание.

И не всегда успешное. Завод терял людей, кото­

рым было нечего делать и нечем платить, терял

уникальные производства, терял партнеров и за­

казчиков... Тогда предприятие бралось за все —

выпускало детали для тракторов и электровозов,

автомобильные колеса из легких сплавов, даже

баллоны аквалангов. На завод приезжало немало

представителей зарубежных фирм, но они, как

правило, не интересовались равноправным со­

трудничеством. Они больше изучали, чем реаль­

но заказывали.

Но и в этот трудный период безвременья

на заводе удалось сохранить главное — уникаль­

ное оборудование, технологии, костяк специа­

листов. Кулебакский металлургический не пре­

вратился в завод-призрак с пустыми цехами

и порезанными на металлолом станками. Он

многое потерял, был вынужден сократить чи­

сленность сотрудников в несколько раз, но вы­

жил и дождался поворота к лучшему.

С начала 2000-х годов российская экономика

постепенно пошла на поправку. В первое время

слабые, а затем все более отчетливые признаки

жизни проявились в авиастроении, энергетиче­

ском машиностроении, в других отраслях, в ко­

торых использовалась продукция предприятия.

А в 2005 г. на завод пришла новая команда, было

создано ОАО «Русполимет» (ныне ПАО «Руспо­

лимет»), руководство которого разработало и ре­

ализовало беспрецедентную за всю его полутора­

вековую жизнь программу модернизации.

Но это уже, как говорится, другая история...

www.metalinfo.ru

23