са в авиационной и космической технике. Росли
возможности отечественных авиационных дви
гателей, соответственно ужесточались требо
вания и к поставщикам комплектующих к ним,
в частности, колец.
Кулебакский завод по-прежнему оставался
металлургическим заводом. Он продолжал вы
пускать сортовой и листовой прокат, изготав
ливал валки и поковки. Но в его сортаменте все
бóльшую роль стали играть кольца — из леги
рованных и нержавеющих сталей, легких спла
вов на основе алюминия и титана, жаропроч
ных сплавов на основе никеля. Объемы выпуска
были настолько значительными, что для утили
зации титановых отходов на предприятии созда
ли собственное производство ферротитана.
Завод превращался в крупный центр отра
слевой науки. На нем организовали базовую на
учно-технологическую лабораторию Минавиа
прома СССР, где совместно со специалистами
отраслевых научно-исследовательских институ
тов (ВИЛС, ВИАМ, НИИД, ВНИИМетмаш и др.)
разрабатывались новые технологии кольцепро
катного производства, новые материалы и спла
вы. При этом предприятие работало не только
на авиастроение. В середине 1980-х годов в Ку
лебаках было освоено производство катаных ко
лец для роторных и тяжелонагруженных статор
ных деталей.
В 1986 г. на заводе установили передовое в тот
период кольцепрокатное оборудование запад
ногерманской компании Banning, что позволило
предприятию стать одним из наиболее современ
ных производителей колец в мире и признанным
лидером среди советских поставщиков колец для
авиакосмической отрасли. На освободившихся
площадях термического цеха создали производ
ство металлических порошков — наукоемкой,
высокотехнологичной и очень перспективной
продукции. Установленная там линия горяче
го прессования с усилием 34,5 тыс. т стала самой
мощной в Европе.
Таким образом, Кулебакский завод был го
тов стать одним из лидеров научно-техническо
го прогресса для всей советской промышленно
сти, окончательно перейти на выпуск передовой
продукции для наиболее продвинутых отраслей.
Но тут наступил недоброй памяти 1991 г., и все
надежды заводчан пошли прахом вместе с ушед
шей в небытие великой страной.
Деятельность предприятия в 1990-е годы
можно описать одним словом — выживание.
И не всегда успешное. Завод терял людей, кото
рым было нечего делать и нечем платить, терял
уникальные производства, терял партнеров и за
казчиков... Тогда предприятие бралось за все —
выпускало детали для тракторов и электровозов,
автомобильные колеса из легких сплавов, даже
баллоны аквалангов. На завод приезжало немало
представителей зарубежных фирм, но они, как
правило, не интересовались равноправным со
трудничеством. Они больше изучали, чем реаль
но заказывали.
Но и в этот трудный период безвременья
на заводе удалось сохранить главное — уникаль
ное оборудование, технологии, костяк специа
листов. Кулебакский металлургический не пре
вратился в завод-призрак с пустыми цехами
и порезанными на металлолом станками. Он
многое потерял, был вынужден сократить чи
сленность сотрудников в несколько раз, но вы
жил и дождался поворота к лучшему.
С начала 2000-х годов российская экономика
постепенно пошла на поправку. В первое время
слабые, а затем все более отчетливые признаки
жизни проявились в авиастроении, энергетиче
ском машиностроении, в других отраслях, в ко
торых использовалась продукция предприятия.
А в 2005 г. на завод пришла новая команда, было
создано ОАО «Русполимет» (ныне ПАО «Руспо
лимет»), руководство которого разработало и ре
ализовало беспрецедентную за всю его полутора
вековую жизнь программу модернизации.
Но это уже, как говорится, другая история...
www.metalinfo.ru23