сотни тысяч тонн стали. Предприятие все боль
ше играло роль специализированного поставщи
ка нерядовой, качественной продукции высокого
передела для судостроения, общего машино
строения, энергетики. Среди его заказчиков
были Горьковский автозавод, ДнепроГЭС, даже
Московское метро. Завод числился в передови
ках, его знали во всей стране благодаря высокой
культуре рационализаторского производства.
Перед Великой Отечественной войной за
вод, которому в 1935 г. присвоили имя Сер
гея Мироновича Кирова, находился на взлете.
В 1940 г. был запущен новый термический цех,
заменивший старые обжигательные мастерские.
В 1940—1941 гг. провели модернизацию листо
прокатного и сортопрокатного цехов, новый
слиткоразрезной пролет появился в бандаже
прокатном цехе.
С началом войны завод, как и вся отечествен
ная промышленность, стал работать на оборо
ну страны. В первые самые тяжелые месяцы, ког
да эвакуировались на восток несколько тысяч
предприятий, кулебакские металлурги и прокат
чики должны были взять на себя ношу товари
щей, временно выбывших из строя. В рекордные
сроки завод освоил производство новых видов
продукции: быстрорежущей и инструменталь
ной стали, ответственного и специального литья,
танковой брони и погонов под танковые башни.
При этом на предприятии не прекращалась
работа по рационализации производства, эко
номии сырья и энергии. Так, во время Сталин
градской битвы, когда прекратились постав
ки по Волге бакинской нефти, завод в сжатые
сроки перевел мартеновские печи, работавшие
на мазуте, на газ, который получали на собствен
ной газогенераторной станции из торфа и дров,
а также за короткое время построил три новые
газовые шахты.
После победного 1945 г. Кулебакский завод
вернулся к мирной продукции. В частности, в на
чале 1950-х годов на нем освоили производство
чугунных и стальных деталей к тракторам и дру
гой сельскохозяйственной технике. При этом
предприятие играло в обеспечении советского
сельхозмашиностроения весьма существенную
роль. Так, Кулебакский завод был единственным
в стране производителем вкладышей к коленча
тым валам и одним из крупнейших поставщиков
башмаков для тракторных гусениц. В 1960-е годы
в Кулебаках появилось даже собственное маши
ностроительное производство — сначала бобо
вых жаток, а затем детских велосипедов. Кста
ти, их компания выпускает на одном из дочерних
предприятий до сих пор.
В конце 1950-х — первой половине 1960-х го
дов завод прошел широкомасштабную рекон
струкцию. На всех производственных участках
был наконец полностью ликвидирован тяжелый
ручной труд, в основных цехах осуществлена ав
томатизация производства. Все мартеновские
печи перевели на природный газ. В 1964—1966 гг.
построили новый современный листопрокатный
цех, что позволило значительно увеличить объ
ем производства и повысить качество продук
ции. В бандажепрокатном цехе появился новый
пролет длиной 70 м, где было установлено но
вое оборудование, в частности, гидравлические
прессы, карусельные токарные и слиткоразрез
ные станки.
E
www.metalinfo.ru21