Table of Contents Table of Contents
Previous Page  19 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 68 Next Page
Page Background

Дорога — это жизнь

Начало второй половины XIX в. было для России

особым периодом. Поражение страны в Крым­

ской войне, допущенное прежде всего из-за тех­

нического отставания от передовых западноев­

ропейских держав, стало сильнейшим стимулом

для модернизации. А отмена крепостного права

в 1861 г. сняла один из основных барьеров, сто­

явших на пути развития экономики по капита­

листическому пути.

В 60—70-е годы XIX в. новые заводы росли

в России буквально как грибы. Страна нужда­

лась во всем, а правительство охотно поддержи­

вало инициативы на местах и не чинило никаких

бюрократических препон при создании новых

предприятий. Были сняты многие сословные ог­

раничения, которые ранее препятствовали при­

ходу в производственную сферу купеческих, ста­

рообрядческих, иноземных капиталов. Именно

тогда в России появились и начали расти про­

мышленно-торговые империи Губониных, Моро­

зовых, Мамонтовых, Третьяковых...

Этот всеобщий дух грюндерства, создания

с нуля нового бизнеса охватил и чиновника сред­

ней руки Николая Фёдорова, в 1861 г. открыв­

шего прямо в своем имении в селе Кулебаки

Ардатовского уезда Нижегородской губернии не­

большие залежи приличной по качеству желез­

ной руды.

На такой же местной руде поднялся когда-то

расположенный по соседству Выксунский гор­

ный завод, совсем недавно приносивший своим

владельцам громадные прибыли. Не удивитель­

но, что и помещику Фёдорову захотелось стать

металлургическим магнатом. Взяв в компаньо­

ны выксунского купца Бородачёва, он построил

на собственных землях доменную печь для вы­

плавки чугуна, давшую первый металл в августе

1866 г.

Однако быть заводчиком оказалось совсем

не просто. Опыта не хватало ни руководителям,

ни рабочим. И самое главное, затевая дело, на­

чинающие промышленники не продумали во­

прос сбыта. Продавать чугун оказалось некому.

Соседний Выксунский горный завод как раз тог­

да переживал трудные времена, а возить метал­

лические чушки за тридевять земель на подводах

было бессмысленно, так как затраты на перевоз­

ку делали их золотыми.

Помыкавшись пару лет, компаньоны продали

завод английской фирме, взявшей в аренду гор­

ный завод в Выксе, но и у британцев мало что

вышло. Чтобы получить прибыль с кустарно ор­

ганизованного предприятия, в него требовалось

сначала что-то вложить. А вот этого-то как раз

им и не хотелось.

Возможно, завод в Кулебаках так бы и за­

чах на корню, если бы в 1872 г. на него не обра­

тил внимание один очень интересный человек —

Аманд Егорович Струве, военный инженер

по специальности и предприниматель, как гово­

рится, от бога.

Известность пришла к нему в 1863 г., ког­

да 28-летний инженер получил подряд на стро­

ительство железнодорожного моста через Оку

в Коломне. В те времена Россия не имела соб­

ственного производства мостовых металлокон­

струкций. Их заказывали за границей, везли

пароходами, а затем мучительно долго и с боль­

шими затратами доставляли тысячи тонн груза

в российскую глубинку.

Аманд Струве решил эту проблему, построив

в Коломне первый в стране завод данного про­

филя, и вскоре на него посыпался вал заказов

со всей Европейской России — от Петербурга

до Киева. Наряду с мостовыми конструкциями

завод в 1865 г. освоил производство железнодо­

рожных вагонов, а еще через четыре года — па­

www.metalinfo.ru

17