Ну почему День металлурга лишь только раз в году?
Хотя, конечно, время для российских металлургов сейчас сложное. И операционные результаты ПАО «ММК», который из всех наших ведущих производителей больше всего зависит от внутреннего рынка, об этом четко свидетельствуют.
Выплавка стали по итогам первого полугодия сократилась на 18,2% по сравнению с тем же периодом 2024 г., продажи металлопродукции — на 14,9%, причем премиальной — на 18,1%. Как часто бывает, во время кризиса сильнее страдает спрос на более качественную, дорогостоящую и специализированную продукцию.
В эпицентре спада находится крупнейший потребитель проката в России — строительная отрасль. По данным финансового института развития в жилищной сфере, которые приводит портал «Единый ресурс застройщиков», в первом полугодии было начато строительство всего 17,8 млн. кв. м жилья. Это на 22% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Как также сообщает ДОМ.РФ, в январе-июне объем выданных ипотечных кредитов составил около 1,5 трлн. руб., что на 47% меньше, чем годом ранее, а в июне спад достиг 61%.
Как отмечает объединение «Союзцемент», за первые шесть месяцев текущего года потребление цемента в России сократилось на 8,6% по сравнению с тем же периодом годичной давности до 28,4 млн. т. Причем в мае отставание от прошлогоднего графика составило 9,8%, а в июне — 11,8%. Негативные процессы идут по нарастающей.
Обычно середина лета — это «высокий сезон» для строителей, пик потребления арматуры и других категорий проката строительного назначения. Однако в текущем году самым лучшим месяцем для рынка, как ни странно, оказался февраль с его не по сезону мягкой погодой. Дальше началось все более значительное снижение. Запаса прочности, накопленного строительной отраслью в более удачные времена, увы, хватило лишь до середины текущего года.
Арматура, которая была изготовлена в расчете на традиционный летний рост, оказалась невостребованной. В некоторых регионах, как отмечают местные металлотрейдеры, почти не осталось крупных действующих строек. Причем, как заявил министр финансов Антон Силуанов, реализация некоторых инфраструктурных проектов при подготовке федерального бюджета РФ на следующую трехлетку может быть перенесена на более поздние сроки. Как уже когда-то было сказано, денег нет...
Сейчас эти излишки арматуры, которые стали излишками исключительно из-за резкого и не ожидавшегося никем падения спроса в середине лета, усиленно распродаются. С начала текущего месяца арматура подешевела примерно на 5%, до самого низкого уровня с первого квартала 2023 г. И дно, очевидно, еще не достигнуто.
Безусловно, это не означает, что вся экономика застывает, замороженная Центральным банком. Например, на Магнитогорском меткомбинате к визиту президента приурочили торжественный запуск нового цеха машиностроительной продукции в ООО «Механоремонтный комплекс», входящем в Группу ММК.
Предприятие будет изготовлять нестандартное оборудование для самого комбината и горно-обогатительного производства. При этом, около 40% установленных на нем станков и производственных линий — российского производства.
Кроме того, Магнитогорский завод прокатных валков (МЗПВ, входит в Группу ММК) запустил первую очередь нового цеха стальных валков (ЦСВ). Вторая очередь этого уникального для нашей страны предприятия, которое позволит существенно потеснить импорт данной продукции, должна быть введена в эксплуатацию через год, в июле 2026 г.
Вообще, эти проекты показывают одно из магистральных направлений развития российской металлургии. Каждый комбинат должно окружать целое «созвездие» смежных производств по выпуску машиностроительной продукции, подъемно-транспортного оборудования, металлоконструкций и многого другого. Такую политику, в частности, последовательно проводит «Северсталь». Развивает стальное строительство Группа «Евраз». При всех ведущих производителях стали и проката созданы метизные подразделения.
Тем не менее, негативные сигналы, приходящие из различных отраслей российской экономики, требуют скорейшей реакции. Понижения ключевой ставки Центрального банка на заседании 25 июля все ожидают как манны небесной. Хотя предсказывают ее уменьшение всего лишь до 18-19%. Чтобы заново запустить рост, этого недостаточно.
Но тут возникает еще один немаловажный вопрос, который скоро станет злободневным. На чем будет основываться новый рост российской экономики? И не приведет ли он к тому, что инфляция снова начнет раскручиваться, а Центральный банк опять нажмет на тормоза? Чтобы избежать впадения в «дурную бесконечность», неплохо бы заранее проанализировать причины прежних ошибок, чтобы не совершать их снова.
Опыт предыдущих лет показывает, что одним из основных проинфляционных факторов является валютный курс. Его снижение всегда раскручивало инфляцию. Так было и в 2014-2015, и в 2022-2024 гг. Поэтому обеспечение долгосрочной стабильности, а еще лучше — медленного укрепления рубля по отношению к слабеющему доллару является совершенно необходимым условием. Если рубль опять опустится до 90-100 руб. за доллар, как мечтают экспортеры, все жертвы, понесенные в борьбе с инфляцией, окажутся напрасными. Все надо будет начинать сначала.
Второй фактор, на который необходимо обратить самое пристальное внимание, - это импортозамещение. Резко подорожавший импорт тоже весьма чувствительно поднял затраты российских компаний, причем, не только вследствие курсовых колебаний, но и из-за санкций. Противостояние с Западом, очевидно, снова будет усиливаться. Поэтому будет очень важно продолжить закрытие уязвимых мест в экономике, приостановленное из-за высоких ставок.
Еще одна немаловажная вещь — проанализировать, из-за чего все-таки так сильно подорожали за последние годы жилье и автомобили, что стало причиной продовольственной инфляции. Центральный банк традиционно оперирует «средней температурой по больнице», и это очень большая ошибка. Ситуация везде разная, и в каждом случае требуется конкретное решение.
Если взять для примера российский рынок стали, то цены на нем за последний год прилично понизились без учета каких-либо изменений себестоимости. Произошло это вследствие падения спроса, наличия значительных избыточных мощностей и невозможности отправить все излишки на экспорт. Но металл — это один из самых «рыночных» секторов российской экономики, прямо классический, дистиллированный пример колебаний под воздействием спроса и предложения. В других же секторах, где цены за последние годы подскочили, есть подозрение, что это не обошлось без внерыночных факторов.
В любом случае, цена борьбы с инфляцией методом превращения большей части экономики в тихое кладбище становится уже неприемлемо большой, просто запредельной. В мире снова растет турбулентность. С 1 августа могут вступить в силу новые американские пошлины, которые окажут весьма существенное влияние на мировую торговлю. Против России вводятся новые санкции, которые прямо нацеливаются на нефтегазовый экспорт. В этой обстановке внутренняя экономика должна быть сильной и здоровой.
Ведь это ненормально, когда праздничное настроение у металлургов бывает только раз в году. Вся жизнь должна быть праздником!
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в осенних деловых мероприятиях участников рынка металлов, среди которых:
11-12 сентября, Новокузнецк - 14-я общероссийская конференция «Проволока – крепеж»
18-19 сентября, Суздаль и Кольчугино - 14-я Общероссийская конференция «Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления»
25-26 сентября, Магнитогорск - 16-я Международная конференция «Сервисные металлоцентры: оборудование, технологии, рынок»
С 11 по 14 ноября в Санкт-Петербурге пройдет 31-я Международная промышленная выставка «Металл-Экспо’2025».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.