Стальное будущее: перспективы экспорта и вектор развития внутреннего потребления
К 2030 г. внутренний спрос на сталь в России может вырасти на 1,2–2,7 млн тонн. При этом развитие машиностроения может сформировать дополнительный устойчивый спрос и минимизировать волатильность денежных потоков
Российская сталелитейная отрасль смогла восполнить выпавшие в 2021–2023 гг. объемы экспортной стали благодаря росту потребления на внутреннем рынке и снижению импорта. Вместе с тем устойчивое развитие индустрии как в денежном, так и в физическом выражении остается под давлением. Одним из ключевых драйверов роста стальной промышленности может стать усиление позиций металлоемких секторов экономики, включая машиностроение. Такие выводы содержатся в исследовании «Перспективы коммерциализации российской стали: развитие внутреннего потребления и поиск новых рынков сбыта», опубликованном экспертами компании «Яков и Партнёры».
Российская металлургия, обеспечивающая около 5% ВВП страны, столкнулась с существенными изменениями в географии экспорта и стремительно меняющимися рыночными условиями. В 2023 г. экспорт российской стали сократился на 11 млн тонн по сравнению с 2021-м. Потери высокомаржинальных рынков Европы и США вынудили ключевых игроков отрасли переориентироваться на страны Азии, Ближнего Востока и Африки. Однако логистические издержки и снижение цен на азиатских рынках оказывают негативное влияние на прибыль участников сектора.
Так, выпадение высокорентабельных рынков в совокупности с ростом полной себестоимости привело к сокращению экспортной прибыли в 7 раз: с 7,1 до 1,0 млрд долл. США. При падении объемов на 35% рентабельность экспортного направления снизилась более чем в 3 раза.
«Наибольшие потери экспортной прибыли — 5,3 млрд долларов США по сравнению с 2021 г. — связаны со снижением объемов и изменением продуктового портфеля вследствие утраты высокорентабельных направлений в российском сталелитейном секторе. Сокращение экспорта на премиальные рынки вынудило металлургов продавать сталь на рынках Азии, где рыночная цена по продуктовому портфелю уже в 2021 г. была на 20–25% ниже, чем на рынках США и Европы», — отметил Никита Натрусов, партнер «Яков и Партнёры», руководитель практики тяжелой промышленности.
Вместе с тем рост внутреннего потребления стали в 2023 г. во многом позволил компенсировать потери от сокращения экспорта. По итогам прошлого года спрос на черные металлы внутри страны составил 56,3 млн тонн. Из этого объема 35,9 млн тонн пришлось на строительный сектор, включая строительство и инфраструктуру, железнодорожный сектор и производство труб; 14,8 млн тонн — на машиностроение, в том числе автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и другие отрасли; 5,6 млн тонн — на электроэнергетику.
С учетом текущих экономических реалий аналитики прогнозируют, что рост внутреннего потребления стали до 2030 г. составит около 1,2–2,7 млн тонн. Ключевыми потребителями металла в этот период могут стать компании строительной и машиностроительной отраслей. Также значимые объемы стали потребуется для крупных проектов в железнодорожной инфраструктуре. При этом стоит отметить, что многие из реализуемых проектов не будут носить системного характера, что может привести к сокращению спроса в отдельных сегментах к 2032 году.
Как отмечают авторы исследования, в условиях снижения рентабельности коммерциализации объемов и стагнации спроса компаниям сталелитейной отрасли необходимо переосмыслить свои стратегии с фокусом на поиск новых источников роста. Международный опыт подсказывает, что успешные компании ориентируются не только на формирующийся извне запрос на стальную продукцию, но и активно используют диверсификацию как инструмент обеспечения устойчивости финансовых поступлений.
«Инвестиции в формирование рынков сбыта стали за счет развития в группе компаний как предприятий первых переделов, так и конечных потребителей позволяют повысить стабильность денежных потоков и рентабельность коммерциализации», — подчеркнул Егор Беспятов, директор «Яков и Партнёры».
Более того, по примеру промышленно развитых стран сталеплавильные компании могут интегрировать машиностроительные предприятия в контур большой группы для максимизации рентабельности и сокращения ее волатильности. В то время как рынок черной металлургии снизился приблизительно на 30% за период 2021 – первой половины 2024 г., машиностроение продемонстрировало рост почти вдвое: в сегментах автомобильной техники и крупного энергетического оборудования – примерно в 2 раза в штучном выражении, в сегменте грузовых вагонов – на 40%. Создание компаний в контуре группы, как предполагают эксперты, позволит также сохранить прибыль внутри компании и обеспечить рентабельность всех активов. Потери рентабельности с 1 тонн стали в 2024 г. от коммерциализации ее на экспорт в страны Азии по сравнению с использованием для производства продуктов машиностроения составляют в среднем 20–40%.
«Развитие машиностроения может стать источником устойчивого, хотя и ограниченного в физических объемах, роста спроса. Этот сектор также стимулирует производство высокомаржинальных специализированных марок стали с потенциалом для экспорта в индустриально развивающиеся страны. Но стоит отметить, что без принятия мер по повышению операционной эффективности и стабилизации финансовых показателей тенденция к снижению рентабельности бизнеса и сокращению налоговых поступлений будет сохраняться», — заключил Никита Натрусов.
Подробнее с выводами исследования можно ознакомиться по ссылке.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.