Нам будущее светит, но пока не греет. Российский и мировой рынок стали: 23-30 ноября 2025 г.
В конце ноября на нем не произошло каких-либо существенных изменений. Цены стагнируют на низком уровне или медленно опускаются. Наиболее проблемным сектором продолжают оставаться сварные трубы. Их на рынке слишком много, а поставщики агрессивно отстаивают свои позиции или просто стимулируют продажи с помощью скидок, чтобы обеспечить себе более-менее постоянный приток наличных.
Сама по себе последняя неделя осени была относительно тихой. Немаловажный момент — официальная инфляция впервые за последние два года опустилась до менее 7%. Это из базы для расчета уходят данные годичной давности, когда после подъема ключевой ставки до 21% еженедельные индексы инфляции подскочили до 24-25%.
Таким образом, реальная ставка (за вычетом инфляции) превысила 9,5% - многовато с любой точки зрения. А если курс рубля останется стабильным, и никаких внезапных ценовых скачков не произойдет, то к середине декабря годовой индекс инфляции может оказаться ниже отметки 6,5%.
Казалось бы, при таком раскладе Центральный банк обязан пойти на дальнейшее уменьшение ставки на заседании 19 декабря. Однако не все так просто. Там-то хорошо понимают, что в достигнутых показателях нет никакой их заслуги, одна статистика, а цены на многие товары растут несмотря на все старания окончательно задушить спрос. Поэтому понижение на 1 п.п. следует признать за большой и красивый подарок «под елочку». Может, и того не будет.
«Задача бюджетной политики - дать возможность Банку России снижать ключевую ставку», - сообщил на прошлой неделе министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. То есть, эта задача по-прежнему считается приоритетной, а снижение темпов экономического роста «в среднем по больнице» - приемлемой платой. И вообще, у нас сохраняется макроэкономическая и финансовая стабильность, не правда ли?!
Важнейшими направлениями бюджетной политики в 2026 г. будут выполнение социальных обязательств, обеспечение потребностей СВО и достижение национальных целей развития, - об этом тоже заявил на том же мероприятии Антон Силуанов. В частности, 2,4 трлн. руб. в ближайшие три года будет направлено на обеспечение технологического суверенитета. Это почти 1,8% от запланированных расходов бюджета на 2026-2028 гг. Пожалуй, не сказать, что очень щедро. Боязнь раскрутки инфляции мерами по поддержке реального сектора экономики, похоже, довлеет над Минфином.
В правительстве тем временем нацелились на будущее. Все равно, в настоящем ничего существенно изменить не получится. Придется терпеть, пока Центральный банк не закончит свою титаническую борьбу с инфляцией, и надеяться, что у него получится хоть мытьем, хоть катанием снизить ее уровень до «магических» 4%. Кстати, не стоит надеяться, что после этого рост экономики серьезно ускорится. Как нам уже объяснили, все, что больше 1-2%, это уже жуткий перегрев и вообще моветон.
Но развиваться как-то надо даже в таких условиях. Поэтому правительство подготовило план структурных изменений в экономике до 2030 г., направленный на обеспечение роста, когда денежно-кредитная политика этот рост фактически воспрещает.
Даже поверхностное знакомство с основными положениями этого плана показывает, что он предусматривает дальнейшее усиление роли государства в экономике и его влияния на макроэкономические процессы. И это, наверное, правильно. Как показали последние несколько лет, рыночные отношения часто представляют собой слабое место. Ориентация на кратковременную прибыльность зачастую препятствует решению долгосрочных стратегических задач.
Впрочем, примеры Союза и некоторых европейских стран показывают, что слишком много государства в экономике — это тоже нехорошо. Бюрократизм, зарегулированность, запрещательство наносят не меньший ущерб, чем погоня за прибылью «вот прямо сейчас, в текущем квартале» с игнорированием даже среднесрочных последствий.
В телеграм-канале «Суверенная экономика» на прошлой неделе был разобран «кейс» российского семеноводства. Аккредитацию лабораторий, которые должны проверять сортовые и посевные качества российских семян, предложено перенести с 2026 г. на 2030 г. по причине тотальной неготовности государственного органа, на который было возложено выполнение этой задачи. И это только видимая часть айсберга, поскольку развитие семеноводства в России тормозит устаревшая и негибкая система, в которой бизнес и наука идут совершенно разными, не пересекающими курсами, а регулятивные органы эффективно мешают и тем, и другим.
И одно ли семеноводство у нас такое отсталое? Есть подозрение, что далеко не только. Когда-то у нас запускали «регуляторную гильотину», но она, судя по всему, совсем что-то не то рубила. Традиционно неповоротливое государство дополняется в таких случаях разворотливым частным бизнесом. Но для этого надо хотя бы ему не мешать. А бизнесу — поднимать свою репутацию, на деле доказывая, что он может не только эффективно осваивать бюджеты, но и давать нужный результат.
На самом деле, таких примеров много. О тех из них, что относятся к металлургии и смежным отраслям, зачастую рассказывается на нашем сайте. Но негативная информация всегда привлекает большее внимание и запоминается лучше — об этом вам расскажет любой специалист по массовым коммуникациям.
Вообще-то, и правительственный план структурных изменений преследует вполне благие цели. Одна из приоритетных — переход к экономике высоких зарплат. Премьер-министр Михаил Мишустин назвал его «очень важной вехой». Для этого необходимо, чтобы в экономике преобладали рабочие места, требующие квалифицированного труда, а сами они создавались в высокотехнологичных отраслях с высокой прибыльностью. Тогда и доля фонда оплаты труда в общей себестоимости будет сравнительно невелика.
Зажиточное население — богатая страна, это аксиома. Хотя нет, все-таки теорема, потому что требует выполнения граничных условий. Свои повышенные доходы люди должны тратить, в основном, в своей стране, обеспечивая заказами национальную сферу услуг и, главное, собственную промышленность по производству потребительских товаров.
Повышать уровень доходов населения жизненно важно и для того, чтобы преломить уже сложившуюся тенденцию к усилению социальных контрастов. Как, в частности, отметил глава Сбербанка Герман Греф, жилье даже с ипотекой становится все менее доступным для населения. В последние месяцы спрос на недвижимость, вроде бы, оживился. Но не происходит ли это, в основном, за счет инвестиционных покупок?
И какое распределение тех шестидесяти с лишним триллионов рублей, что лежат сейчас на депозитных счетах? Какая в них доля с суммой вклада до миллиона по количеству и по общей сумме? И на сколько процентов вкладчиков приходится 50% средств? Такой статистики, вроде бы, нет, но очень вероятно, что этот показатель выражается однозначным числом. Хорошо бы, чтобы не нулем со значащими цифрами после запятой.
Рост зарплат более высокими темпами, чем инфляция, и даже чем производительность труда, - это одно из важнейших составляющих подъема Америки в 50-60-е гг. - той, что была «Great». Увеличение зарплатного фонда мощно стимулировало внедрение автоматизации и общее повышение эффективности американского бизнеса. Собственно говоря, то же самое наблюдается в последнее десятилетие и в экономике Китая.
Собственно, правительственный план как раз и описывает эту трансформацию. В нем, в частности, отмечается, что рабочая сила должна перетечь из торговли и других секторов с низкой производительностью в промышленность и высокие технологии. Чтобы создать эти новые рабочие места, планируется увеличить инвестиции в основной капитал на 60% к 2030 г., развивать совместные проекты в дружественных странах и расширять промышленный экспорт. На потребительском рынке следует продвигать отечественные бренды.
Одновременно правительственная комиссия по импортозамещению преобразуется в комиссию по промышленности во главе с вице-премьером Денисом Мантуровым. Указывается, что ее основная задача - координировать деятельность органов власти в решении различных вопросов промышленной политики.
В целом, хороший план, правильный. Конечно, таких широких программ у нас уже было немало. Можно, например, вспомнить Майские указы 2012 г. или Национальные проекты, впервые сформулированные в 2018 г.
Там далеко не все удалось сделать, в том числе, по объективным причинам, но за последние полтора десятилетия страна все-таки заметно изменилась, стала сильнее и устойчивее. Как говорится, целься как можно выше — и так, наверное, сможешь попасть в мишень.
Осталась мелочь — начать и кончить. И как-то пережить ближайшие месяцы, пока процентная ставка будет оставаться высокой, а спрос будет продолжать сужение. Почему-то перед прекрасным будущем всегда существует унылое настоящее.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях, которые состоятся в 2026 году!




Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.