Все хорошо в меру. Российский и мировой рынок стали: 7-14 июля 2024 г.

Все хорошо в меру. Российский и мировой рынок стали: 7-14 июля 2024 г.
Первая половина июля оказалась насыщенной международными событиями. Саммит ШОС в Астане и Парламентский форум БРИКС в Петербурге. Визит в Москву индийского премьер-министра Нарендры Моди. Сборище НАТОвцев. Очередные инициативы американских властей, направленные против Китая и за усиление протекционистской защиты своего рынка стали.

А вот именно со стальной продукцией ничего особо интересного не происходило. Основную активность на мировом рынке все так же проявляют китайцы. Если в первую неделю июля они немного приподняли экспортные котировки на свою продукцию, то во вторую опустили их обратно.

В прочих регионах цены сохраняли стабильность или немного снижались. Какие-либо изменения ожидаются не раньше осени. Триггерами для них могут стать завершение дождливого сезона в Азии либо снижение процентных ставок в США.

На отечественном рынке наблюдается дальнейшее ослабление спотовых цен на горячекатаный прокат, сварные трубы, арматуру. Спрос на эту продукцию есть, но, скажем так, не выдающийся. Многие покупатели имеют избыточные, по нынешним временам, запасы. Некоторые крупные поставщики — тоже. И сколько бы ни говорили о том, что понижение цен не приводит к увеличению спроса в целом, но хорошие скидки помогают выполнить чей-то конкретный план по продажам.

Металлургические компании возлагают надежды на расширение экспорта. По их мнению, это поможет стабилизировать российский рынок. И это глубоко правильное решение. Внешние поставки реально помогают решать внутренние проблемы.

Например, по данным индийской компании BigMint, в 2023 г. Китай, помимо прямого экспорта более 93,5 млн. т стальной продукции, отправил за рубеж 116 млн. т стали в виде готовых изделий. А в текущем году этот показатель может достигнуть 127 млн. т. В частности, 43 млн. т стали в этом году могут покинуть Китай в составе различного промышленного оборудования, 16 млн. т будут содержаться в корпусах морских судов, построенных китайскими верфями для иностранных заказчиков. Еще 9,5 млн. т даст китайский экспорт автомобилей.

По этому пути может пойти и российский бизнес. Отечественные металлургические компании в последние годы приобретали потребителей собственной стальной продукции или заключали с ними партнерские соглашения. По большей части, речь шла о сварных трубах и металлоконструкциях, но решений может быть много больше. При этом российские промышленные изделия могут быть вполне востребованными в странах Африки, Латинской Америки, Южной Азии.

Понятно, что все это — задачи на достаточно далекую перспективу. Для российских промышленников, включая металлургов, экспортные операции по-прежнему представляют собой весьма серьезную проблему. В целом российская экономика показывает неплохие темпы роста невзирая на санкции, но во внешней торговле приходится с немалыми трудами преодолевать выстроенные враждебными силами барьеры.

В различных проектах нет недостатка. Предлагается осуществлять международные сделки через крипту, блокчейн и цифровые валюты, объединять платежные системы различных стран, создавать общую валюту БРИКС и даже свой эквивалент МВФ. Но конкретных достижений на этом поприще пока до обидного мало. Все-таки, финансисты в этом отношении очень консервативны. Как говорится, их и здесь неплохо кормят.

Для Банка России приоритетным направлением остается борьба с инфляцией, которая пока что складывается в пользу последней. В конце июня и начале июля Росстат обнаружил резкое ускорение роста потребительских цен. Очевидно, после повышения коммунальных тарифов и заявлений Центробанка о грядущем подъеме ключевой ставки все сделали для себя вывод о том, что вскоре у них снова увеличатся затраты.

Впрочем, есть сектора, в которых инфляционные процессы остановились. И один из них — это стальная продукция. На споте она дешевеет, но и металлургические компании пока не видят возможностей для повышения котировок на август. Им бы свое сохранить!

Проблемы рынка стали — недостаточный спрос и избыток предложения. К первому действительно приложил руку Банк России. Дорогие деньги обрушили хозяйственную активность в тех отраслях, которые не получают поддержки от государства. Новые инвестиционные проекты сейчас запускаются, по большей части, с помощью ФРП или в рамках других стимулирующих программ. Причем привлекать такое финансирование — непростое искусство.

Однако в российской металлургической отрасли есть и реальный избыток производственных мощностей. Причем возник он еще задолго до санкций. Больше всего тут, конечно, отличились трубники в секторах ТБД и МСД. Правда, отчасти в этом «виноват» выраженно сезонный характер российского рынка. На пике спроса неоднократно возникает ситуация, когда труб конкретно сейчас не хватает, а производители выкручивают руки. Потому у ряда крупных металлоторговых компаний и появились идеи об установке пары-тройки трубоэлектросварочных агрегатов под наиболее ходовые типоразмеры.

В то же время, трудности российских металлургов — это еще цветочки по сравнению с тем тупиком, в который уперся Китай. Сталелитейная промышленность страны оказалась не готовой к сокращению внутреннего потребления стальной продукции в строительном секторе. Цены на стальную продукцию за последние шесть лет практически не выросли, а долларовом эквиваленте так даже снизились из-за ослабления юаня. В то же время, железная руда и прочее сырье за это время подорожали. Ряд крупных металлургических компаний сообщили об убытках по итогам первой половины 2024 г.

Как сообщает НГО Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA), с начала текущего года китайские власти не утвердили ни одного нового проекта строительства доменных печей, хотя дали добро на мини-заводы совокупной производительностью 7,1 млн. т в год. Но что делать с уже функционирующими заводами, многие из которых прошли радикальную модернизацию в 2017-2023 гг. или проходят ее в настоящее время?

По данным Mysteel, средний уровень загрузки мощностей 247 китайских меткомбинатов в последние месяцы, если не считать декабря прошлого года, варьируется в достаточно узком интервале. Как признает компания, нет оснований надеяться на то, что в ближайшее время производство и экспорт стали в Китае будут падать. Разве что, этого потребует правительство. Но пока что объем выплавки отстает от прошлогоднего графика, поэтому проблема перепроизводства, наверное, не считается сильно актуальной. Есть и посерьезнее.

Можно много говорить о том, что подтолкнуло западные страны к проведению и агрессивному навязыванию климатической политики. Достаточно сказать, что собственно климат, очевидно, имеет к ней очень отдаленное отношение. В любом случае, Китай оказался слишком усердным игроком в эти игры. Национальные мощности по производству солнечных панелей в 2023 г. вдвое превысили потребности глобальной солнечной энергетики. По тому же пути идут отрасли по выпуску литийионных аккумуляторов и электромобилей.

Международная политика США до отвращения эгоистична, лицемерна и беспардонна. Они ведут себя с бесцеремонностью Льва на ловле из басни Крылова. Поэтому очень многие желали бы видеть этого Льва в виде чучела или коврика из шкуры. Но американские власти в своем праве, когда выставляют барьеры на пути китайских товаров, не пуская их на свой рынок.

Последние инициативы в этом плане — введение стальных тарифов на импортированную из Мексики стальную продукцию, изготовленную с использованием полуфабрикатов или подката из-за рубежа, а также поданный в Конгресс законопроект об определении среднего объема удельных выбросов углекислого газа на тонну стали в США и других странах.

Как заявил президент American Iron and Steel Institute (AISI) Кевин Демпси, это создаст основания для последующего запрета импорта в США дешевой стали, выплавленной с повышенными выбросами углекислого газа. По его словам, это относится к Китаю, Индии, Индонезии и другим странам Юго-Восточной Азии. США в этом отношении находятся в более выгодном положении. У них на электросталеплавильные агрегаты приходится почти 70% выплавки, и эта доля имеет тенденцию к росту. Да и тамошнюю сталь никак не назовешь дешевой.

Вообще, кризис перепроизводства приобрел всемирные масштабы. Отсрочка, полученная во время ковида, когда триллионы долларов, вброшенные в глобальную экономику, позволили временно нарастить потребление, закончилась. Причем если снова попытаться стимулировать спрос, на первое место выйдет проблема ресурсов.

Сейчас их стоимость не очень высока из-за депрессии в западных странах. Но стоит им снова ускориться, например, снизив процентные ставки до прежних отметок, близких к нулевым, сразу же взлетят цены на нефть, стальную продукцию, цветные металлы и многое другое.

Иронично, но в России проблему перепроизводства, в основном, испытывают металлурги и немногие прочие отрасли, которые ранее поставляли значительные объемы своей продукции на экспорт. По большей части, на отечественном рынке, наоборот, наблюдается дефицит. Остро не хватает оборудования, комплектующих, электроники — всего того, что по-прежнему приходится импортировать, порой из недружественных стран и за доллары.

Поэтому можно подумать, что повышение ключевой ставки, ведущее к снижению инвестиционной активности, направлено на то, чтобы средства шли только на те проекты, которые сейчас нужны государству, а не куда попало. Однако все-таки во всем нужна мера.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях, которые состоятся во второй половине 2024 г.! Ближайшие из них состоятся в начале осени. В Костроме 12-13 сентября пройдет очень актуальная по нынешним временам конференция "Сервисные металлоцентры России", 19-20 сентября Екатеринбург и Каменск-Уральский примут конференцию "Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления", а 26-27 сентября в Череповце состоится 13-я Международная конференция "Проволока-крепеж".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 593

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter