У российских поставщиков металла есть перспективы роста на отечественном авторынке
Тем не менее, перспективы отечественного авторынка для российских производителей стальной продукции выглядят весьма благоприятными. Спрос на металл со стороны автомобильных компаний, российских и зарубежных, расширяется благодаря росту локализации. Да и доля машин отечественной сборки на российском рынке в настоящее время приближается к 75% и, по-видимому, будет расширяться.
Даже если не учитывать законодательные требования, предусматривающие увеличение уровня локализации, западные и азиатские компании, размещающие свои автосборочные производства в России, заинтересованы в том, чтобы комплектующие выпускались как можно ближе. Локализация в принципе способна давать ощутимый выигрыш в логистике и позволяет избежать задержек на таможне. Если считать все затраты, она выгодна даже с учетом того, что цены на российскую продукцию значительно превышают китайские и примерно соответствуют европейским.
Поэтому рядом с ведущими российскими автозаводами создаются промышленные кластеры, в которых строятся предприятия по выпуску автомобильных комплектующих. При этом, компании, выпускающие двигатели, элементы отделки салона, электрику и прочие детали, сами заинтересованы в локализации производства, т. е. получении металлопроката, штамповок, заготовок от российских поставщиков. Таким образом, автозаводы создают спрос не только на автолист, но и на более широкий ассортимент стальной продукции.
Однако работа на авторынке выдвигает к поставщикам металла ряд непростых требований. По словам Татьяны Арабаджи, росту локализации в российском автомобилестроительном секторе зачастую препятствует неготовность поставщиков к выполнению задач, которые ставят перед ними заказчики.
Прежде всего, для российских компаний достаточно сложным этапом может оказаться омологация, т. е. приведение своей продукции к стандартам и требованиям потребителей, получение от них согласования. Как отмечает Татьяна Арабаджи, компании должны пройти омологацию до начала поставок и закладывать время, необходимое для прохождения этого непростого этапа, в свои планы. При этом, даже если российская компания поставляет металл производителю комплектующих «первого уровня», которые будут использоваться производителями более сложных деталей, ей нужно будет получить одобрение от всех участников производственной цепочки до автопроизводителя включительно.
Вообще, именно качество чаще всего вызывает нарекания у иностранных заказчиков — изготовителей автокомпонентов. По словам потребителей, наиболее серьезной проблемой является обеспечение стабильно высокого качества при массовых поставках. В идеале процент брака должен быть строго равен нулю. При этом, качество в последнее время становится универсальным требованием. Не только иностранные, но и российские участники авторынка ужесточают требования к листу, заготовкам, другой металлопродукции. В России увеличивается спрос на высокопрочную сталь, продукцию с высоким качеством отделки и другие изделия премиум-класса.
В то же время, при планировании поставок стальной продукции автомобильным заводам и производителям компонентов необходимо учитывать избыток мощностей в российской автомобильной отрасли. Уже сейчас действующие и строящиеся заводы могут в совокупности выдавать более 3,6 млн. легковых и коммерческих машин в год, а к 2020 году этот показатель может достигнуть 4,7 млн. т в год. Между тем, Татьяна Арабаджи оценивает максимальный объем продаж автомобилей российского производства на национальном рынке в 2020 году всего в 2,8-3,2 млн. Это означает, что немалая часть мощностей в обозримом будущем останется невостребованной.
И все же, перспективы у российских поставщиков металлопродукции для автомобильной промышленности можно назвать вполне благоприятными. Главное, чтобы наши компании научились обеспечивать стабильно высокий уровень качества и осуществлять поставки точно в срок.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.