В металлургии выживут только предприятия с низкой себестоимостью
Для российской металлургии в 2025 году настали непростые времена — показатели отрасли продолжают снижаться из-за того, что предложение сильно превышает спрос на продукцию предприятий, мировые цены на металл остаются низкими, а китайские компании составляют серьезную конкуренцию отечественным. На что в таких непростых условиях делают ставку предприятия и как цифровые технологии помогают снизить себестоимость производства, в интервью CNews рассказал Артем Натрусов, вице-президент по ИТ «Евраза», металлургической и горнодобывающей компании.
«Существуют макрофакторы, на которые мы повлиять не можем»
- CNews: Какие вызовы в последнее время стоят перед металлургией и горнодобывающей промышленностью наиболее остро?
Артем Натрусов: Экономика циклична, и циклы сменяют друг друга примерно раз в пять лет. Сейчас мы находимся внизу такого макроцикла. Дополнительно в течение последних десятилетий увеличивалось производство стали в Китае, и за последние два года он превратился в экспортера. Но и Китаю придется в итоге сокращать свои мощности.
И несмотря на то, что остается протекционизм рынков, наименее эффективные производства должны будут закрываться по всему миру. Выживут только компании с наиболее низкой себестоимостью — и это то, за что мы должны бороться.
Существуют и другие макрофакторы, на которые мы повлиять не можем — это курс рубля по 80 и ниже, хотя нам очень нравился курс по 100, который поддерживал наш экспорт, так как в долларах наша себестоимость была бы ниже. Не можем мы повлиять и на ставку финансирования, которая высока для всей промышленности.
CNews: А цифровизация способна хоть как-то нивелировать эти негативные моменты?
Артем Натрусов: Да, конечно. Вообще для производства всегда были актуальны проекты цифровой трансформации двух типов. Первый — проекты для прямого экономического эффекта в области себестоимости, второй — те, что при прочих равных увеличивают объем производства. В последний год проекты из второй группы стали менее актуальны: металлурги не получают дополнительный маржинальный доход в результате увеличения объемов, так как рынки сжимаются.
Поэтому весь фокус сейчас — на снижении себестоимости, и в этой области только за 2024 год мы реализовали более 100 проектов, получив в итоге 5,8 млрд руб. прямого экономического эффекта.
Это, например, проект по оптимизации компонентов, которые используются при производстве стали, или же более тонкая работа с самим производственным процессом. Так, если мы сократим время плавки в электродуговой печи с 50 до 49 минут, это приведет к снижению расхода электроэнергии — и себестоимости. Такой же эффект дает сокращение потребления катодов. Так что тут не обойтись без большого понимания технологического процесса и современных методов автоматизации с элементами искусственного интеллекта.
CNews: Какие тренды в области цифровизации промышленности в последние годы вы замечаете?
Артем Натрусов: Важнейший мировой тренд — на 100% безопасное производство — т.е. безлюдное. Использование автономной техники, например, для подземных работ, где условия довольно непростые.
Это повышение уровня базовой автоматизации, продвинутые методы управления производственным процессом с использованием в том числе искусственного интеллекта, которые позволяют удаленно проводить технологические операции.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.