62
Металлоснабжение и сбыт
•
специальный выпуск
В советские времена на каждомпромышленномпредпри-
ятии требовалось выпускать товарынародного потребле-
ния. На Кулебакскомметаллургическом заводе
такой продукцией стали детские велосипеды,
производство которых освоили в 1964 г.
Интересно, что эти товары были в какой-то мере
родственными основному сортаменту завода. Так,
предприятие изготавливало тогда литые якорные
цепи, а велосипедам требовались цепные переда-
чи. Велосипедные колеса имели некоторое отно-
шение к кольцам и бандажам.
Велосипеды под маркой «Малыш», которые вы-
пускал завод Старт, одно из подразделений пред-
приятия, пользовались заслуженным спросом.
В конце 1980-х годов объем поставок исчислялся
десятками тысяч в год. В начале 1990-х годов, ког-
да вся экономика страны попала в тяжелейший
кризис, выпуск приостановили, но впоследствии
возобновили.
После ввода в строй ново-
го кольцепрокатного стана
от SMSMeer Русполимет
получил возможность вы-
пускать кольца диаметром
до 6 м, высотой до 1,2 м
и весом до 12 т.
Однако пока что заказов
на такие гиганты не поступа-
ло. Самые большие кольца,
которые производил завод,
имели диаметр 4200 мм. Они
выпускались из высоколе-
гированной стали 30ХГСА
и поставлялись, в частно-
сти, ГКНПЦ им. М.В. Хруни-
чева. Подобные диаметры
также могут использоваться
в энергетическом машино-
строении, в строительстве,
в разных типах генераторов,
турбогенераторов.
Без якореймореплавание не является безопасным. Они защищают суда от сноса ветрами
и течениями, от навала на портовые сооружения и другие суда.
Но чтобы якорь мог выпол-
нить все эти задачи, у него должна быть прочная цепь, которая и несет на себе всю нагрузку.
Согласно ГОСТу, якорные цепи бывают трех типов: сварные, кованые и литые. Причем по-
следние—это цепи повышенной и особо высокой прочности для больших морских и речных
судов. Изготавливают их из специальных сталей.
На Кулебакском металлургическом заводе впервые в СССР производство литых цепей ос-
воили в 1948 г. За это достижение начальнику сталелитейного цеха А.И. Фомичеву и главному
металлургу завода И.А. Фрумкину было присвоено звание лауреатов Государственной премии.
Высокопрочные судовые цепи выпускались на предприятии до конца XX в.
металлургическая