Что ждет российский экспорт металлов

Что ждет российский экспорт металлов

Рынки стали и базовых промышленных металлов в 2024 году переживали сложный период. Цены на стальную продукцию снижались, а никель, медь и алюминий демонстрировали высокую волатильность. Что происходило с мировой и российской металлургией, и каковы их перспективы в 2025 году — разбирался Forbes.

Мировые цены на промышленные металлы к концу 2024 года оказались на аномально низком уровне, говорит Красноженов из Альфа-банка. «Цена меди ниже $10 000 за тонну делает нерентабельными почти все новые проекты в отрасли, — говорит он. — А никель дешевле $16 000 за т делает убыточными около 40% производителей».

Лихорадка никеля

Рынок никеля весь год лихорадило: начав год с уровня в $16 000 за тонну, он подорожал почти до $21 300 к концу мая, но затем цены пошли вниз и в декабре упали до $15 260 за тонну, что является самым низким показателем за последние четыре года.

Международная исследовательская группа по никелю (INSG) ожидает роста мирового производства первичного никеля на 4,8% в годовом исчислении в 2024 году — до 3,52 млн т, и еще на 3,7% — до 3,65 млн т в 2025 году. При этом группа полагает, что профицит этого металла на рынке вырастет на 1,8% в 2024 году, до 170 000 т, но снизится на 20,6%, до 135 000 т в 2025 году.

Аналитики крупнейшего в мире и единственного в России производителя никеля — компании «Норникель» полагают, что ежегодный профицит на рынке никеля в 2024–2025 годах составит 150 000 т.

По никелю стоит ожидать снижения предложения руд из Индонезии, так как эта страна намерена регулировать экспортные поставки, чтобы предотвратить падение мировых цен, рассуждает Худалов из «Вектор Капитала». Он также допускает, что поставки в начале года может снизить и второй крупнейший добытчик никелевого сырья — Филиппины. «Обычно Филиппины закрывают снижение поставок руд на мировой рынок из Индонезии, когда там с ними по разным причинам возникают перебои, но, по некоторым оценкам, нынешней зимой этого может не случиться из-за затяжного сезона дождей», — говорит Худалов.

Грустная медь

Медь, которая считается одним из индикаторов состояния мировой экономики, дорожала в начале года, однако позже рост сменился падением. Международная исследовательская группа по меди (ICSG) рассчитала профицит меди в 2024 году в объеме 469 000 т по сравнению с дефицитом в 53 000 т в 2023-м. Группа прогнозирует, что профицит металла в 2025 году сократится до 194 000 т. «Норникель», который также является одним из крупнейших производителей меди в России, ожидает, что в следующем году будут введены в эксплуатацию новые медеплавильные заводы мощностью около 2 млн т, преимущественно в Китае, в то время как на рынок может поступить только 0,6 млн т новых концентратов — в основном из Африки и других неключевых стран-производителей, в которые инвестируют китайские компании.

ICSG полагает, что мировое потребление рафинированной меди в нынешнем году увеличится за счет роста спроса в Китае на 2% и на 2,4% — за его пределами, а в 2025 году — на 1,8% в Китае и на 3,7% в остальных странах-производителях. Аналитики «Норникеля» полагают, что в 2025 году рынок будет сбалансирован, так как объемы производства и потребления сравняются на уровне в 27,1 млн т. Сам же «Норникель» снизил по итогам 2023 года производство меди на 2%, до 425 000 т. Производство в Китае, который потребляет более 50% промышленных металлов и является крупным их экспортером, росло в 2024 году более, чем на 5% в годовом исчислении, указывает Красноженов из Альфа-банка. «Мы ожидаем повышательную коррекцию цен на промышленные металлы в 2025 году, — говорит он. — При нынешних низких ценах производство этих металлов в Китае будет стагнировать, хотя потребление должно расти».

Росту цен, по мнению Красноженова, может помешать значительная девальвация юаня к доллару, хотя он считает такой сценарий маловероятным. «Китайская стратегия «двойной циркуляции» предполагает как сохранение экспорта, так и увеличение внутреннего потребления, которое должно происходить за счет урбанизации, — говорит Красноженов. — Развитие западных и центральных провинций страны предусматривает фактическое перемещение 500 млн человек из деревни в город к 2035 году. В целом, эта стратегия должна обеспечить защиту от санкций и ограничений на американском и европейском рынках, заменяя выпадающий экспортный спрос внутренним потреблением, поскольку внутреннее потребление заменит выпадающий спрос на экспортных рынках».

Алюминий на распутье

Фьючерсы на алюминий в декабре опустились до $2520 за тонну, что стало самым низким показателем за предыдущие три месяца из-за общего давления сильного доллара на цены промышленных металлов и обильного предложения при неопределенности со спросом. Хотя выпуск алюминия в Китае, его крупнейшем производителе, в ноябре вырос на 3,6% в годовом исчислении, более резкого падения не произошло из-за роста цен на глинозем (сырье для алюминиевого производства), вызванного перебоями с его поставками.

Мнения аналитиков по поводу перспектив алюминия в 2025 году разнятся. Эксперты банковской группы ING ожидают, что рынок вернется к дефициту из-за глобального замедления роста его производства, что поддержит цены на более высоком уровне. Они полагают, что дефицит алюминия составит около 400 000 т после профицита примерно в 100 000 т в 2024 году. Эксперты Shanghai Metals Market (SMM) считают, что рост предложения глинозема в 2025 году превысит спрос, что может снизить себестоимость производства алюминия. По их прогнозу, цены на алюминий в 2025 году, скорее всего, будут волатильными: поддержку им может оказать восстановление крупнейших экономик и нестабильная геополитическая ситуация, но, с другой стороны, ограниченный рост производственных мощностей в мире может способствовать сохранению небольшого профицита металла на рынке примерно в 100 000 т.

Алюминий с большой долей вероятности будет дешеветь, полагает Худалов из «Вектор Капитала».

UC Rusal, один из крупнейших в мире производителей алюминия, принял решение об оптимизации мощностей по производству алюминия на фоне рекордных цен на глинозем и высоких рисков сохранения негативной макроэкономической конъюнктуры, первый этап программы оптимизации мощностей предусматривает сокращение производства алюминия на 250 000 т. «С начала 2024 года цены на глинозем всего за несколько месяцев выросли примерно в два раза, до рекордных уровней около $800 за тонну, — рассказал Forbes источник, близкий к компании. — При этом цена алюминия за тот же период поднялась только примерно на 10%. В итоге рентабельность производства металла сильно упала».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 76

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter