Интервью с вице-президентом ЕВРАЗа по информационным технологиям
К 20-летию ЕвразТехники Вице-президент ЕВРАЗа по информационным технологиям Артем Натрусов рассказал о том, как ИТ-блок вырос из подразделений комбинатов до организации с матричной структурой управления, почему ИТ-специалистам необходимы производственные командировки и какие карьерные треки доступны для активных и неравнодушных сотрудников.
— В этом году ЕвразТехнике, основе ИТ-блока компании, исполнилось 20 лет. С чего мы начинали и какой путь прошли вплоть до сегодняшнего дня?
— Создание ЕвразТехники было важным этапом. При этом в первые годы, хотя ИТ-подразделения комбинатов были переведены в новую компанию и уже в начальном виде были сформированы их услуги, организация была фрагментированной. Мы понимали, что не хватает сквозных процессов, стандартов и общих подходов, взаимозаменяемости.
Происходила постоянная, кропотливая работа. Начиная со структуры совещаний, внедрения подхода с постоянными улучшениями, выработки базовых процессов — управления реагирования на инциденты и запросы на обслуживание, создания общего Helpdesk, общей организации по управлению основными данными и справочной информацией.
Большой толчок дала цифровая трансформация (ЦТ): с 2020 года потребовалась куда большая скорость для принятия решений и реализации проектов.
Нам нужно было добавить фаст-треков, быстрых способов решения задач, упрощенных процедур и параллельно расширить команду. Плюс где-то усложнить и унифицировать процессы планирования ресурсов — сейчас они планируются насквозь географии, поскольку мы больше не делим себя на регионы.
Последним шагом на пути формирования системы управления ИТ стало введение матричной организационной структуры. Помимо традиционных центров ЕвразТехники, расположенных географически, мы создали направления — аналог гильдий в agile-системе, когда руководитель направления отвечает и за планирование ресурсов, и за профессиональное развитие людей, и за стандарты. Это объединило наших сотрудников в профессиональные сообщества сквозь географию: будь то разработка Python или SAP ABAP, аналитика или тестирование. Это приблизило нас к лучшим практикам индустрии, тем agile-организациям, которые соответствуют духу времени.
— Не снизило ли это здоровую соревновательность между командами в разных городах и регионах присутствия ЕВРАЗа?
— Мы ведь существенно расширили географию.
Большой ИТ-центр создан в Новосибирске, откуда сейчас управляются многие процессы. Увеличился ИТ-центр в Таганроге. И они стали точками притяжения кадров. Многие сотрудники работают у нас удаленно — начиная от Калининграда и заканчивая Владивостоком.
Люди распределены географически, и теперь они ассоциированы не с конкретными регионами нашего производства, а с теми проектами, где востребованы и на которые работают в данный момент.
Внутри направлений есть тяга к профессиональному росту. Есть наставничество, есть такие процессы, как код-ревью: один человек пишет код, а второй его читает и дает свои комментарии — таким образом мы приближаем все к стандарту, возникает профессиональный диалог о развитии. Для востребованных на рынке профессий уже созданы матрицы компетенций, которые определяют профессиональный уровень сотрудника и работают на мотивацию. Люди знают, что существует четкий ответ на самый часто задаваемый вопрос: «А как мне повысить зарплату?». Перед тобой десятки компетенций, и, добавив в свой портфель каждую из них, ты увеличишь свой уровень дохода.
— Когда вы отмечаете то, что сотрудники блока теперь ассоциированы не с конкретными предприятиями, а с проектами — нужна ли им связь с производством: посещение цехов, личное общение с коллегами?
— Обязательно. И они это делают. Мы приходим к выводу, что перед началом проекта на производстве вся команда должна собраться там, посмотреть на объект, с которым предстоит работать, проникнуться бизнес-задачей. Даже несмотря на то, что ИТ-специалисты могут заниматься программированием и чисто теоретически делать это полностью удаленно. Взаимодействие с владельцем продукта на производстве, взаимодействие между собой — для сложных и средне-сложных проектов мы стараемся сделать это стандартом. К тому же это соответствует agile-подходу, по которому реализуется большинство проектов цифровой трансформации в ЕВРАЗе.
— Приоритетные технологии ЕВРАЗа в ИТ, о которых вы неоднократно говорили, это продвинутая аналитика, экспертные системы, ЭДО и безбумажный документооборот, мобильные решения и видеоаналитика. Что изменилось и добавилось?
— Постоянно что-то добавляется. Например, последнее время мы навели фокус на предсказательное обслуживание оборудования (predictive maintenance) и дрон-сервис — каждый цех может заказать себе дрон для обследования крыш зданий, трубопроводов, маркшейдерского замера. Серьезно расширилось применение видеоаналитики.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.