Какова цена на нефть, таковы и цены на трубы
Во-первых, это падение мировых цен на нефть. По словам Романа Филимонова, потребление труб нефтегазового сортамента очень плотно кореллирует с нефтяными котировками. Поэтому нынешний спад уже привел к стагнации на трубном рынке, которая может в дальнейшем смениться сокращением спроса, если нефть не восстановит свои позиции в ближайшие несколько месяцев. При этом, уменьшение потребности в трубах может произойти практически на всех основных рынках сбыта. Так, в США, где в последние три года добыча нефти росла со скоростью 10-12% в год, при нынешних ценах нерентабельными становятся около трети сланцевых месторождений, обеспечивших большую часть этого подъема.
Во-вторых, на рынок труб оказывает негативное воздействие замедление экономического роста в Китае. По данным Романа Филимонова, средний уровень рентабельности китайской трубной отрасли в этом году впервые уйдет в минус. Ухудшение условий на внутреннем рынке заставляет китайских производителей наращивать экспорт. Однако эта экспансия включает фактор номер три — увеличение количества барьеров и ограничений в международной торговле трубной продукцией. Расширение китайского экспорта стало для ряда стран поводом для возбуждения новых антидемпинговых исков против иностранных поставщиков, не обязательно только китайских. В целом мировой рынок нефтегазовых труб становится более закрытым и защищенным на национальном уровне.
Наконец, все более значительная доля нефтегазовых проектов в мире относится к труднодоступным. Все больше нефти и газа добывается на больших океанских глубинах, на очереди — арктическая нефть. Это означает увеличение потребностей в продукции премиум-класса, отвечающей более суровым требованиям и отличающейся более высоким качеством. В то же время, спрос на обычную коммерческую трубную продукцию стагнирует, а конкуренция в этом секторе ужесточается.
По данным Романа Филимонова, цены на нефтегазовые трубы (OCTG) в последнее время растут на более защищенном от внешней конкуренции американском рынке, но снижаются в Южной Америке, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. При этом, в последние месяцы экспорт расширяют не только китайские компании, предлагающие, в основном, продукцию среднего и низкого качества. Новым крупным поставщиком бесшовных нефтегазовых труб премиум-класса стала Бразилия, где недавно вступил в строй крупный трубный завод компаний Sumitomo и Vallourec. Его продукция предназначалась для разработки бразильских морских месторождений, но спрос с этой стороны оказался намного ниже ожидаемого.
Для российских трубников определенной поддержкой стало снижение курса рубля, повысившее их конкурентоспособность на внутреннем рынке. При этом, осуществленная в последние годы широкомасштабная модернизация отрасли позволяет покрывать большую часть потребностей отечественной нефтегазодобывающей промышленности за счет продукции внутреннего производства. Санкции пока затрагивают незначительную долю российского нефтегазового сектора, хотя в долгосрочной перспективе их влияние может оказаться весьма заметным. По крайней мере, при реализации проектов подводного бурения доля импортного оборудования достигает 80%.
Так или иначе, Роман Филимонов оценивает перспективы роста российского рынка бесшовных нефтегазовых труб в 2015 году в 4,5%. При этом, рынок обладает определенными резервами для импортозамещения в ряде специализированных ниш.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.