Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР (фото)

Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР (фото)

13 октября в Выксе открылась выставка-исследование «Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР». Проект, созданный при поддержке фонда «ОМК-Участие» совместно с Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева, посвящен советской программе панельного домостроения. Отправной точкой выставки является построенный в 1958 году в Выксе первый экспериментальный крупнопанельный дом серии 1-464 — наиболее массовой серии в СССР 1960-1970-х годов.

Выставка исследует одну из самых амбициозных утопий XX века и технологическое чудо, ставшее повседневной реальностью, — программу индустриального домостроения. Разработка крупнопанельных домов позволила обеспечить собственными квартирами миллионы семей в СССР и создать с помощью архитектуры новый тип общества. При этом советская программа не была изолированным явлением, а являлась частью глобального движения модернизма во Франции, Италии, Германии, Чехии, странах Скандинавии, а также в Азии, Африке и Латинской Америке. Проект «Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР» — попытка непредвзято взглянуть на наследие, которое нас окружает, и задуматься о цене и ценности этого грандиозного социального замысла.

«Мы не утверждаем, что панелька — лучшее творение в истории архитектуры, но призываем задуматься о том, какую роль сыграл этот архитектурный проект», — говорит куратор выставки Марк Акопян.

Название проекта отсылает, с одной стороны, к эмоциональному состоянию от обладания собственным жильем. С другой — связано с основным художественным элементом экспозиции — панельным квадратным блоком, а также с клетчатым визуальным языком, который определяет эстетику стандартизации и рационализации. Кроме того, оно инспирировано идеями визионеров, архитекторов и художников русского авангарда, которые мечтали средствами новой архитектуры трансформировать быт и воспитать человека будущего, коллективного и освобожденного. Несмотря на то, что послевоенное панельное домостроение отказалось от радикализма этих проектов, оно унаследовало их веру в способность архитектуры менять общество, сделав ее главным инструментом государственной программы.

В 1958 году в Выксе был возведен первый экспериментальный крупнопанельный дом, на основе которого коллектив «Гипростройиндустрия» разработал серию типовых крупнопанельных домов 1-464. К 1963 году в СССР было построено около 200 домостроительных заводов, выпускавших панели выксунской серии, что сделало ее самой массовой в СССР 1960-1970-х годов. Дома различной модификации серии 1-464 возводились в Москве и Минске, Нижнем Новгороде и Новосибирске, Вильнюсе и Риге, Сумгаите и Харькове, а также во многих других городах РСФСР и союзных республик.

Выставочный проект «Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР» развернется параллельно на двух площадках — в Музее истории ВМЗ и двухкомнатной квартире в первом экспериментальном крупнопанельном доме в Выксе.

В музейном зале перед зрителем развернулась своего рода творческая лаборатория архитектора XX века. Экспозиция открывается концепцией многоквартирного дома и его художественным языком в 1920-х годах в работах Александра Родченко, Николая Ладовского, Владимира Кринского и Михаила Мотылева. Центром выставки стал раздел, посвященный разработке индустриального домостроения в период шестой пятилетки (1950-е годы) и непосредственно строительству панельного дома в Выксе. В этот период массовое производство бетонных панелей стало своего рода «кирпичом» модернизма, а за сухими фасадами скрывались глубокие исследования человеческой физиологии и телесности. На примере легких павильонов Петра Бронникова можно будет понять, как архитекторы осваивали новый панельный язык, а на примере работ Вячеслава Локтева, представляющих «бумажную архитектуру», — исследовать, куда архитекторы были вынуждены «мигрировать», чтобы свободно творить и фантазировать, пока строительная индустрия возводила очередной типовой район. В рамках этой парадигмы закономерными выглядят попытки вернуть «излишества» в первое поколение панельных домов, что проиллюстрируют конкурсные предложения по их реконструкции 1987 года. Наконец, поиски архитекторов XX века вступят в диалог с работами современных российских художников — Александра Гронского, Павла Отдельнова, Александры Паперно. Предложенная оптика, охватывающая временной период длиной в столетие, позволит взглянуть на панельный дом не только и не столько как на историческое явление, а как на этап становления модернизма, который был обусловлен и внешними факторами, и внутренней логикой развития искусства архитектуры.

Вторая часть выставки — в первом экспериментальном доме серии 1-464 — посвящена исследованию быта человека, проблеме адаптации и обживания «бетонной коробки». Ее главные герои — выксунцы и сама Выкса. Через архивные фотографии города зритель может погрузиться в контекст 1960–1970-х годов, когда строились панельные дома. Каждая из функциональных зон квартиры — спальня, зал, кухня, ванная и коридор — стала метафорой жизни советского человека. В приватной комнате зрителя ждут видеоинтервью с жителями и архивные снимки. В гостиной можно полистать журналы и книги 1960-х годов с рекомендациями по благоустройству новых квартир и увидеть образцы обоев, созданные советскими дизайнерами, а на кухне — послушать радио с новостями завода ДРО за 1958 год, когда сотрудники завода построили этот дом. Особым медиумом выступает аромат: в каждой локации можно ощутить тематические запахи, характерные для той эпохи. Посетить вторую часть выставки можно во время групповых экскурсий по предварительной регистрации.

Фотогалерея к новости:

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 33

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter