Мощный дисбаланс: почему рынок стали оказался в глубоком кризисе
Несмотря на то что летом традиционно наблюдается высокий спрос на сталь, итоги прошедшего сезона оказались провальными и еще больше усилили и без того кризисное состояние отрасли. Спрос и цены на металл находятся на минимальных уровнях, и потому металлурги активно просят о господдержке. Как рынок будет справляться с глобальным перепроизводством, низкими ценами и негативом от замедления строительства, изучал «Ъ-Review».
Прогнозы о кризисе на рынке стали в 2025 году оказались более оптимистичными, чем реальное положение дел. Проблемы, о которых эксперты предупреждали еще в начале года,— высокая ключевая ставка, перепроизводство стали на фоне падения спроса и цены на металл на минимальных за многие годы уровнях — в третьем квартале 2025 года еще больше усугубились. «Цены на базовую сталь, то есть горячекатаный прокат и арматуру, снижаются с середины июня. За это время они потеряли 6–10%, то есть 3–12% относительно среднего за второй квартал»,— говорится в недавнем отчете «Т-Инвестиций» о состоянии отрасли.
Согласно оценкам MMI, внутренний спрос на сталь с поправкой на календарный фактор в июле рухнул на 19% год к году. Относительно предыдущего месяца он оказался ниже на 8,6%, хотя исторически июль был лучше июня. Это значит, что эффект от высокой ключевой ставки фактически перевесил влияние сезонности.
По мнению аналитиков, в последующие месяцы металлопотребление также будет сокращаться — помимо ставки вступит в игру уже сезонное снижение активности в строительном секторе. Аналитики «Ренессанс Капитала» прогнозируют падение производства стали в РФ в 2025 году до отметки ниже 70 млн тонн из-за напряженной макроэкономической ситуации и фундаментальных показателей рынка. Потребление стали внутри страны, по прогнозам экспертов, опустится более чем на 10%, до 39–40 млн тонн. Восстановление отрасли может начаться не раньше 2026 года при дальнейшем снижении ключевой ставки, считают эксперты.
Снижение объемов экспорта и замедление экономической активности из-за высоких процентных ставок на внутреннем рынке привели к избытку предложения стали в России.
Для России вопрос перепроизводства на рынке черных металлов более сложный, признает начальник аналитического отдела журнала «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский, так как избыток мощностей сейчас увеличился из-за падения спроса. «На 2025 год его можно оценить в 8–10 млн тонн в год. Но при этом 5–7 млн тонн “лишних” мощностей — это результат исключительно падения внутреннего потребления,— уточняет эксперт.— И перспектив для восстановления спроса на металл не будет, пока ставка не снизится до комфортного для бизнеса уровня — 1–2% выше уровня инфляции». Ранее участники отрасли называли комфортной для возобновления инвестиций ставку в 10–12%.
«Российские комбинаты имеют значительный запас прочности за счет низкого уровня себестоимости и, скорее всего, смогут сохранить объемы производства, избежав остановки домен. В дальнейшем при снижении ключевой ставки спрос на сталь должен начать восстанавливаться»,— оптимистичен начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Полная изоляция всех основных рынков стали и дальнейший существенный рост китайского экспорта стали пока что выглядят сценариями с невысоким уровнем вероятности, уверен он.
Цены на сталь находятся на многолетних минимумах, если смотреть российский экспортный горячекатаный прокат ($460 за тонну на базисе FOB, Черное море) или китайский горячекатаный прокат ($414 за тонну на базисе FOB). «При этом цена аналогичного проката в США составляет около $1 тыс. за “короткую” тонну. В Европе цена базового горячекатаного проката в моменте — $700–740 за тонну. Цены на стальной прокат в США и Европе значительно выше исторических средних. Это объясняется высоким уровнем торговых барьеров»,— отмечает Борис Красноженов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.