Куда делось металлическое строительство в России?

Куда делось металлическое строительство в России?

Материал с таким интригующим названием вышел совсем недавно в блоге НЛМК ИТ на ресурсе Харб. И немедленно собрал массу комментариев, зачастую весьма и весьма любопытных. Можно даже сказать, что десятки комментариев иногда интереснее самого материала, в котором излагаются давным-давно известные профессиональному сообществу вещи. А вот комментарии - живые и не предвзятые, это та материя, с которой как раз и следует работать участникам рынка стального строительства, развеивая мифы, разубеждая и переубеждая.

Для затравки цитируем фрагмент статьи: "Металлурги уже лет восемь хотят возродить строительство зданий на металлокаркасе. Первичная причина очень простая: там достаточно унифицированные элементы, которые можно производить практически на любом заводе металлоконструкций (ЗМК). То есть любой процент неэффективности или недозагрузки производства на заводах может решаться изготовлением стройматериалов на склад: они всё равно будут использованы. Интерес со стороны производства, думаю, тут просто очевиден.

Интерес же со стороны рынка строителей — уже совершенно другой.

Металл дорогой, но более лёгкий и прочный. Металлический каркас означает меньшую суммарную массу здания. Это значит, что можно строить самые разнообразные с точки зрения архитектуры сооружения, то есть более высокие, с большими пролётами и консолями, с воздушными переходами между башнями, сложных форм и чуть ли не любых художественных задумок. Чтобы вы понимали, скажу, что самые крупные статуи и монументы в мире обычно построены как раз на металлокаркасе. А ещё меньшая суммарная масса — это меньшая толщина фундамента, то есть снижаются и количество работ, и расходы, и это частично компенсирует дороговизну материала.

Можно строить в любых условиях и меньшими бригадами. Там, где на железобетонное здание нужно 100 человек, на металлокаркасное хватит 20. Это не очень существенно для России, т. к. исторически стоимость рабочей силы у нас невысока, но огромный плюс — в странах с высокой стоимостью труда. Если в нашем строительстве труд человека в себестоимости представляет относительно небольшую часть, то в Японии, США или странах Бенилюкса, например, он очень сильно влияет на итоговый бюджет. И там металл становится уже вполне экономически обоснованной историей.

Ветровые нагрузки и сейсмика. Тут всё довольно просто: металл — пластичный материал и гораздо лучше справляется с динамическими нагрузками, чем железобетон. Он лучше переносит колебания, и здания более сейсмически устойчивы. Это существенные преимущества для некоторых наших регионов.

Нереальная для строительства долговечность. По стандартам здание должно служить 50 лет. Реальный срок эксплуатации при соблюдении технологических требований может быть гораздо выше. Обследование стальных конструкций сталинских высоток не выявило коррозии и других повреждений, а это означает высокую стойкость и надёжность материала.

Очень высокая скорость строительства. Фактически это сборка конструктора из готовых элементов в любое время года. Количество людей и разница в скорости породили сейчас странные эффекты, например, когда китайская компания изготавливает модули у себя, затем судами отправляет их в США и на месте очень быстро собирает из модулей готовый к эксплуатации дом. По сути, модуль-то и есть контейнер: он вписан в те же размеры, только куда более презентабельный. Сделать на заводе модуль с отделкой, инженеркой, сантехникой, прочим оснащением и отправить дешевле, чем поэлементно собирать его в США. Яркий пример от китайской компании Broad Group — возведение 11-этажного жилого дома в 2021 году за 29 часов. А рекорд 2023-го — 26-этажное здание за пять дней.
Сталь циклична. Многие потребители отказываются от пластиковых стаканчиков и пакетов, но не думают, из чего сделаны их дома. А сделаны они из бетона, большая часть которого идёт на свалку твёрдых отходов. Сталь же перерабатывается на 100 %. Для будущих поколений это очень острая тема.

Бизнес идёт по пути унификации решений. Не только авто, компьютеры, бытовая техника, но и жилое строительство тут не исключение. Сталь позволит кастомизировать продукт, добавить ему уникальности.

С другой стороны, работа с металлом — это совершенно не то же самое, что работа с железобетоном. По сути, из стали собирают несущий каркас (скелет) здания. А далее необходимо установить разделяющие конструкции: перегородки, перекрытия (полы), внешние стены (фасад) с теми свойствами, которые требуются для комфортного проживания — теплоизоляцией, звукоизоляцией. В железобетонном каркасе плиты перекрытий и монолитные стены, если они есть, являются частью несущего каркаса и параллельно выполняют ограждающие и разделяющие функции.

Также на практике другой тип мышления означает, что нельзя просто так взять и построить металлокаркасное здание в серии: нужно построить несколько штук, а далее сделать акцент на сильных сторонах и нивелировать слабые. Первые жильцы будут бета-тестерами. По железобетону так было лет 30 назад, когда на рынок приходили крупные застройщики, и только лет 15 назад всё стало достаточно предсказуемым, стабильным, и из новостроек стали в массе лезть только те баги, которые вызваны деталями реализации проекта, а не самим проектом.

«Переобуться» сейчас на стальное строительство означает заново пройти этот же путь, но первый, кто это сделает, будет иметь явные преимущества. По сути, стальное строительство должно стать своеобразным стартапом, который сможет выстрелить за счёт своих преимуществ".

Читать публикацию и комментарии к ней далее.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 124

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter