Ставки немирного времени. Российский и мировой рынок стали: 8-15 сентября 2024 г.
Говорят, что бизнес не любит непредсказуемости. Наверное, правильно говорят. И в этом плане наш Центральный банк ведет себя предсказуемо. От него ждали, что он повысит ключевую ставку на заседании 13 сентября, - он и повысил. Правда, не до 20%, а только до 19%. Но, как говорится, все еще впереди. Следующее заседание состоится в конце октября.
Ранее неоднократно и во многих местах (в том числе, и на страницах этого сайта) отмечалось, что повышение ключевой ставки, предпринимаемое Банком России на протяжении уже более года, вредит экономике, тормозит ее рост и не столько снижает инфляцию, сколько раскручивает ее за счет увеличения издержек.
Тем не менее, эта политика, очевидно, поддерживается руководством страны. Следовательно, придется предположить, что это “не баг, а фича”, и поискать логику в данных намерениях. А затем попытаться понять, что нас ждет впереди.
Прежде всего, необходимо учитывать, что время у нас - не мирное. Против России идет война, в первую очередь, на экономическом фронте. На ней противник уже применил свое самое мощное оружие - вторичные санкции, цель которых - сделать любую российскую компанию неприкасаемой на международном рынке. Что, по замыслам авторов этой стратегии, должно привести к обнулению экспортных доходов российской экономики и прекращению импорта необходимых для нее товаров, технологий и оборудования.
Следует отметить, что определенных успехов наши противники добились. Как выяснилось, даже в дружественных странах любой банк, получив приказ от американских господ, беспрекословно берет под козырек и отвечает: “Есть!”. Причем влияние правительств на свои финансовые учреждения оказывается достаточно ограниченным.
Кстати, это говорит о том, что мы воюем не против враждебных государств, а против “хозяев денег”, которые контролируют и те государства, и их информационную сферу. И в этой войне единственный путь к победе - это создание альтернативного финансового механизма мирового уровня, который вывел бы банковский сектор “Глобального Юга” из-под влияния нашего противника.
Эта задача крайне сложна и требует решения многочисленных проблем. Хочется верить в то, что работа на этом направлении ведется. “Теневые” флоты, выведение российского экспорта нефти и газа из-под санкций, время от времени появляющаяся информация о создании “валюты БРИКС” - это, безусловно, шаги в нужном направлении. А стремление противника к эскалации на поле боя “на земле” может свидетельствовать о том, что время - не на его стороне, и он это понимает.
Однако все это не снижает актуальности вопроса о том, как нам выжить сегодня. По словам главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, главным внутренним риском для экономики России является исчерпание производственных мощностей и рабочей силы. В принципе, так оно и есть, но с одной существенной поправкой. Не всяких мощностей, а по выпуску наиболее важной продукции - оборонного назначения и замещения критического импорта. И не просто рабочей силы, а специалистов определенных профессий и достаточной квалификации.
На конференции “Сервисные металлоцентры России”, что состоялась 12-13 сентября в Костроме, приводился конкретный пример на эту тему. Если компания захочет установить у себя несколько станков с ЧПУ, чтобы освоить выпуск новой продукции, ей необходимо привлечь целую группу опытных профессионалов. Оператора, механика, электрика, технолога, специалистов по АСУ и промышленному софту. Даже менеджеры по продажам должны разбираться в теме. Это совершенно необходимо, чтобы оборудование эффективно работало в режиме 24/7. Только при таком условии оно окупится в разумные сроки. Где взять таких людей? Обычно переманивают с повышением зарплаты.
Поэтому можно предположить, что новое повышение ключевой ставки Банка России направлено не столько на борьбу с инфляцией (эту задачу оно решает плохо), а на сознательное замедление значительной части экономики страны, что уменьшит ее спрос на самые дефицитные кадровые ресурсы и позволит сконцентрировать их на приоритетных направлениях. Государству нужен рост, но только в правильных местах.
Действительно, сегодня российская экономика разделена на два контура. И в одном из них повышение ключевой ставки не ощущается от слова “совсем”, так как там финансирование выделяется совсем на других условиях. Так, совершенно беспрецедентный уровень господдержки предоставляется станкостроению, электронной промышленности, фармацевтике, ряду других отраслей. Региональные управления Фонда развития промышленности буквально и без шуток ищут, кому бы дать деньги, и жалуются на неиспользование лимитов. Есть и другие программы, сильно облегчающие жизнь бизнесу.
Правда, попасть в эти программы сложно. Хотя коррупционной составляющей там нет вообще. По крайней мере, во многих регионах. Но чтобы получить льготные кредиты от государства, надо обладать соответствующей квалификацией, устойчивостью и репутацией. Доказать, что ты реально сможешь использовать предоставленные средства с пользой для себя и государства.
Так что, не исключено, что нынешние манипуляции со ставками направлены, в том числе, и на отбор успешных и добросовестных предпринимателей, будущих или уже состоявшихся “национальных чемпионов”. Остальным же стоит пока что приостановить инвестиционную активность и отложить расширение. До лучших времен.
Для металлургов это означает сужение спроса на стальную продукцию. Тоже до лучших времен. Скорее всего, он будет снижаться, пока не завершится перестройка в экономике, вызванная эффектом высоких ставок. Затем потребление стабилизируется, причем не на самом низком уровне. Спрос со стороны жилищного и инфраструктурного строительства, машиностроения и оборонки никуда не исчезнет. Другое дело, что прошедший 2023 г. в этом плане надолго останется рекордным.
Пока что российский рынок проката тоже переживает перестройку. Металлоторговые компании минимизируют складские запасы и учатся ускорять обороты. Производители нащупывают, увы, методом проб и ошибок, новое соотношение спроса и предложения. Кто-то при этом активно пихается локтями, кто-то снижает выпуск, кто-то ищет рынки сбыта за рубежом. Для этого, правда, надо конкурировать с китайцами, но, как говорится, “жить захочешь, и не так раскорячишься”.
Предполагается, что рынок найдет новое равновесие где-то в октябре-декабре, что в итоге позволит разблокировать первичку и прекратит разрушительную ценовую конкуренцию на споте. Средние цены на арматуру и горячекатаный прокат при этом, скорее всего, опустятся ниже 60 тыс. руб. за т с НДС, но и сырье в последнее время дешевеет - что металлолом в России, что железная руда на мировом рынке.
А дорогие деньги - это с нами надолго. Пока актуальной остается проблема с нехваткой мощностей и специалистов на важнейших направлениях, и пока время у нас сохраняется такое, немирное.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях, которые будут проведены во второй половине 2024 г.! 19-20 сентября Екатеринбург и Каменск-Уральский примут конференцию "Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления", а 26-27 сентября в Череповце состоится 13-я Международная конференция "Проволока-крепеж"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.