Очень близкий Дальний Восток. Российский и мировой рынок стали: 1-8 сентября 2024 г.

Очень близкий Дальний Восток. Российский и мировой рынок стали: 1-8 сентября 2024 г.
Прошел сдвинутый на понедельник День знаний, после которого родители школьников и студентов, наконец, смогли немного перевести дух. Состоялся фееричный Восточный экономический форум (ВЭФ), на котором порой дух захватывало от громадья планов.

Если разобраться, работы в России — просто непочатый край. Нужно, как говорится, все и сразу. На ВЭФ, в частности, много внимания уделили инфраструктуре и энергетике, что действительно очень важно для нашего Дальнего Востока.

Фактически удвоение БАМа и Транссиба (3100 км железнодорожного полотна за восемь лет), расширение пропускной способности портов на севере и востоке страны, строительство нескольких атомных электростанций, автотранспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока, реализация еще множества других инфраструктурных, промышленных, горнодобывающих проектов в регионе могут и должны стать новым источником роста для отечественной экономики. Но... в пределах имеющихся ресурсов.

Когда в Банке России говорят о перегреве российской экономики, они, возможно, правы. Перед ней стоит больше первоочередных, важных, неотложных задач, чем она может сегодня решить. Например, на ВЭФ был поднят вопрос о задержке со сроками освоения производства легкого самолета «Байкал», очень нужного для Дальнего Востока, и увеличении его стоимости до 500 млн. руб. Однако при дальнейшем рассмотрении выяснилось, что создание даже маленького самолета может сталкиваться с большими проблемами.

Так, например, утеряны компетенции по изготовлению летательных аппаратов легкой весовой категории, поскольку их не делали на территории России уже несколько десятилетий. Все еще не доведен до конца российский двигатель для «Байкала», не завершен процесс локализации многих компонентов, а по некоторым важным деталям он еще и не начинался.

С подобными проблемами столкнулись многие российские компании. Так, например, РБК ссылается на данные опроса промышленных предприятий, проведенного в августе 2024 г. Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. В соответствии с ними, 53% респондентов заявили об отсутствии отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие. А 30% пока не смогли найти альтернативных поставщиков в дружественных странах.

Конечно, ситуация со временем улучшается. В апреле 2022 г. данные показатели находились на уровне 62 и 37%. Такие отрасли как станкостроение, машиностроение, производство электроники, в последние годы демонстрируют высокие темпы роста. Но в целом процесс идет медленно. Не хватает людей, компетенций, доступа к передовому оборудованию. Да и вообще, в современном мире экономическая автаркия бесперспективна. Преимуществ у международного разделения труда больше.

Чисто эмпирически возникает впечатление, что процессы импортозамещения происходили особенно интенсивно в конце 2022-го и в первой половине 2023 г. Тогда можно было срывать «низко висящие плоды», спрос расширялся высокими темпами, а главное, в стране были относительно дешевые деньги.

Сейчас все сильно замедляется. По данным Сергея Цухло, экономиста из ИНП, который проводит описанные выше опросы, в августе началось снижение спроса на промышленную продукцию. Капиталовложения в производство импортозамещающей продукции находятся примерно на том же уровне, что и два года тому назад. Впервые за те же два года снизилось количество занятых в промышленности. Отмечается замедление роста деловой активности.

Очевидно, эти негативные процессы будут продолжаться, пока Банк России не приступит к достаточно радикальному понижению ключевой ставки либо правительство не увеличит снова вложения в экономику — например, на реализацию инфраструктурных проектов, которые анонсировались на ВЭФ. Для российских металлургов и металлотрейдеров это будет означать дальнейшее сужение видимого спроса на стальную продукцию.

При этом отечественный рынок металла и так проходит болезненную перестройку. Ранее он был заточен на рост потребления. Многие компании планировали для себя рост продаж в 2024 г. Сейчас же выяснилось, что вместо роста будет спад, а дорогие деньги требуют резкого сокращения складских запасов. По прогнозам маркетологов металлургических компаний, сдувание пузыря избыточной продукции может продлиться до октября-ноября. До этого времени у комбинатов будут проблемы с продажами на первичном рынке, а спот будет постоянно находиться под давлением.

В связи с этим производители стараются компенсировать падение внутреннего спроса за счет расширения экспорта. В целом у них это получается, но за последний месяц внешние котировки на российский горячекатаный прокат упали почти на 10%. А в ближайшие недели понижение может продолжиться из-за нового ослабления китайского рынка.

Вообще, с Китаем в последнее время возникает все больше проблем. Китайские банки саботируют платежи российских компаний. В начале сентября возник острый дефицит юаней. Говорят, что китайские банкиры боятся вторичных санкций со стороны США. Но я бы хотел посмотреть на такого регулятора, что попытается наложить санкции, например, на «большую четверку» китайских госбанков. Да его собственные финансисты на клочки разорвут!

Западники открыто нарушают любые правила и игнорируют любые законы, если они для них неудобны. Поэтому и отношение к ним должно быть соответствующим — не верь, не бойся, не проси.

На ВЭФ эту проблему в очередной раз озвучили и в очередной раз выслушали успокаивающие обещания. Может быть, когда-нибудь что-то и улучшится. Решили же, наконец, проблемы с Индией и ее ограниченно конвертируемыми рупиями. Однако пока что создается иное впечатление — о том, что кое у кого слишком сильно трясутся коленки. Впрочем, для многих промышленников банки — вообще враги рода человеческого, и в пользу этой точки зрения можно привести много аргументов.

Хотя следует отметить, что в Китае не все благополучно в экономике. Там сокращается спрос на ресурсы, и отнюдь не по причине повышения энергоэффективности и снижения металлоемкости. Спад в китайском строительном секторе не удается остановить. Промышленность показывает недостаточно высокие результаты. В последние месяцы наблюдается сужение видимого спроса на нефть, что и стало главной причиной ее удешевления до немногим более $70 за баррель.

Китайская металлургическая ассоциация CISA буквально взывает к своим членам не спешить с увеличением выпуска после скорого уже завершения дождливого сезона. В июле-августе меткомбинаты сокращали выплавку чугуна и стали, а средний уровень загрузки китайских мини-заводов упал до немногим более 15%. Тем не менее, уравновесить спрос и предложение пока не получается.

Всю прошлую неделю на Шанхайской фьючерсной бирже снижались котировки на прокат, в итоге опустившиеся до свежих минимумов с 2020 г. Одновременно подешевели железная руда и коксующийся уголь. Кстати, если эта тенденция получит продолжение (что вполне возможно), снизится расчетная себестоимость и у российских меткомбинатов. Это может создать условия для давно напрашивающегося уменьшения котировок на горячекатаный прокат на первичном рынке. Ведь очевидно, что спотовый до него в обозримом будущем никак не дотянется.

Не знаю, может ли это считаться утешением, но у наших геополитических противников дела идут еще хуже. Так, в США экономика стагнирует, а надежды, связанные с ожидаемым понижением ставки ФРС в конце сентября, могут не оправдаться. В Германии Volkswagen вообще взорвала настоящую бомбу, объявив о возможном закрытии некоторых из своих заводов.

Вообще, дела в европейском автопроме идут неважно. Настолько, что генеральный директор Renault Лука де Мео (Luca de Meo) на полном серьезе предложил создать в этой отрасли аналог Airbus – альянс европейских автопроизводителей для создания конкурентоспособного на мировом рынке общего европейского электромобиля.

Нет, не в добрый час Европа так уцепилась за эту климатическую повестку. Металлурги с печалью признают, что подавляющее большинство клиентов не хотят платить премию в размере 150-200 евро за т за «зеленый» горячекатаный прокат. А защититься от конкуренции со стороны китайских электромобилей можно только с помощью протекционистских барьеров.

Но и в Китае, который сейчас производит больше электромобилей, чем все остальные страны мира, вместе взятые, развитие данной отрасли сопряжено с определенными проблемами. За первые семь месяцев 2024 г. потребление электроэнергии в стране увеличилось на 7,7% или 400 ТВт-ч по сравнению с тем же периодом 2023 г. А по итогам всего текущего года ожидается прибавка в 680-690 ТВт-ч. Это, для сравнения, на треть больше, чем потребляет за год вся экономика Германии.

За счет чего обеспечить такой прирост, вопрос интересный. Более 80% китайской генерации — это тепловые энергоблоки (в основном, угольные) и ГЭС. Но уголь сейчас не в моде, так как Китай тоже борется с глобальным потеплением, а ГЭС — вещь не слишком надежная. Это в текущем году воды много, а вот в 2021 и 2023 гг. в Китае были засухи, когда выработка резко падала.

В конце августа в Китае было утверждено строительство 11 новых атомных энергоблоков, а лет через пять планируется вводить в строй по 8-10 реакторов в год. Но АЭС в настоящее время обеспечивают лишь немногим более 5% выработки электроэнергии в Китае, поэтому указанные объемы нового строительства могут оказаться недостаточными.

Поэтому Китаю будут нужны и даже необходимы российский уголь, российский газ, российская электроэнергия. А удовлетворение потребностей нашего восточного соседа может стать важным источником роста для экономики Дальнего Востока. И вообще, Россия нужна Китаю настолько же, насколько и Китай нужен России. Поэтому есть надежда на то, что проблемы с трансграничными платежами рано или поздно будут решены, а Дальний Восток станет для нас немного ближе.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях, которые будут проведены во второй половине 2024 г.! Ближайшие из них состоятся в начале осени. В Костроме 12-13 сентября пройдет очень актуальная по нынешним временам конференция "Сервисные металлоцентры России", 19-20 сентября Екатеринбург и Каменск-Уральский примут конференцию "Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления", а 26-27 сентября в Череповце состоится 13-я Международная конференция "Проволока-крепеж"

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 517

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter