Table of Contents Table of Contents
Previous Page  24 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 24 / 68 Next Page
Page Background

Крылатое кольцо

Однако именно в это время завод столкнулся,

можно сказать, с мировоззренческим кризисом.

Основная продукция предприятия (бандажи)

становилась устаревшей и невостребованной.

В середине 1960-х годов советские железнодо­

рожники начали переходить на цельнокатаные

колеса с закаленными ободами. В Нижнем Таги­

ле был построен первый в стране колесопрокат­

ный комплекс, который за месяц выдавал колес

больше, чем Кулебакский металлургический мог

изготовить бандажей за год.

К производственным проблемам прибави­

лись административные. С 1957 по 1965 г. совет­

ская промышленность управлялась не по отра­

слевому, а по территориальному принципу через

так называемые совнархозы. После возвращения

к привычной структуре министерств предприя­

тие оказалось бесхозным. Министерство транс­

портного машиностроения СССР, к которому

оно ранее относилось, не было воссоздано вновь,

а Минэлектротяжмаш СССР, унаследовавший

активы этого ведомства, от Кулебакского завода

отказался — он не соответствовал ему по профи­

лю. Не проявил интереса к предприятию и Мин­

чермет СССР, а Министерство сельскохозяйст­

венного машиностроения СССР, к которому его

в конце концов решили прицепить, не нашло ни­

чего лучшего, кроме как сделать завод филиалом

Челябинского тракторного.

Возможно, Кулебакский металлургический

завод так бы и превратился в поставщика ком­

плектующих для тракторов, если бы не тогдаш­

ний директор Анатолий Яковлевич Рабинович —

будущий почетный гражданин города Кулебаки

и дважды кавалер ордена Ленина. Именно при

его непосредственном руководстве провели мо­

дернизацию предприятия, закупили передовое

по тем временам иностранное оборудование, по­

строили новые цеха, обновили и расширили со­

циальную инфраструктуру. Переводить все это

богатство на тракторные гусеницы, шестерни

и валы было не по-хозяйски.

Анатолий Рабинович и его команда тщательно

проанализировали номенклатуру ряда смежных

министерств в поисках тех видов продукции, вы­

пуск которых завод мог освоить на имеющем­

ся оборудовании. Приоритет при этом отдавался

высокотехнологичным отраслям, сотрудниче­

ство с которыми дало бы самому предприятию

стимулы для совершенствования, освоения но­

вых технологий, дальнейшего развития.

Выбору нового направления деятельности

во многом помог случай. Уроженец Кулебак ди­

ректор Казанского мотостроительного завода

И.Т. Борисов, навещая своих родителей, зашел

на предприятие и посетил бандажепрокатный

цех, где ему с гордостью показали последнюю но­

винку — запущенный во второй половине 1964 г.

опытно-промышленный стан 3000 для прокатки

колец, оснащенный нагревательной печью.

Казанского гостя поразило это оборудова­

ние — ведь на его предприятии кольца для ави­

ационных двигателей вытачивались на станках

из цельных заготовок. Применение для получе­

ния этой продукции прокатной технологии по­

зволило бы сократить время на производство де­

тали и расход металла в десятки раз! Посетив

дирекцию завода, Борисов попросил прокатать

несколько опытных колец для проведения ис­

пытаний и изучения возможности их использо­

вания в авиапромышленности. Испытания про­

шли успешно.

И пока в Минсельхозмаше СССР не спеша

готовились принять в свои ряды неожиданное

и не слишком желанное приобретение, Кулеба­

ки посетила представительная делегация Мини­

стерства авиационной промышленности СССР.

Поначалу представители отраслевой науки были

настроены весьма скептично. Завод всегда рабо­

тал только с черными металлами, у него отсут­

ствовал опыт обращения со специальными ави­

ационными сплавами. Тем более что выглядело

оно как типичное сталепрокатное предприятие,

пусть и с нестандартным сортаментом.

Тем не менее руководство Кулебакского ме­

таллургического завода припасло солидный ко­

зырь — авторитетное мнение производителей

авиационных двигателей. Им требовались коль­

ца, много качественных колец, которые можно

было изготавливать на том самом оборудовании,

что имелось у предприятия и в настоящее вре­

мя было недостаточно загружено. Руководство

Минавиапрома СССР прислушалось к этим ар­

гументам, и Кулебакский завод решением Сов­

мина СССР включили в его структуру.

За новым крутым поворотом в жизни пред­

приятия последовал труд — очень-очень мно­

го труда. Вторая половина 1960-х — начало

1970-х годов были временем быстрого прогрес­

22

Металлоснабжение и сбыт

специальный выпуск