Крылатое кольцо
Однако именно в это время завод столкнулся,
можно сказать, с мировоззренческим кризисом.
Основная продукция предприятия (бандажи)
становилась устаревшей и невостребованной.
В середине 1960-х годов советские железнодо
рожники начали переходить на цельнокатаные
колеса с закаленными ободами. В Нижнем Таги
ле был построен первый в стране колесопрокат
ный комплекс, который за месяц выдавал колес
больше, чем Кулебакский металлургический мог
изготовить бандажей за год.
К производственным проблемам прибави
лись административные. С 1957 по 1965 г. совет
ская промышленность управлялась не по отра
слевому, а по территориальному принципу через
так называемые совнархозы. После возвращения
к привычной структуре министерств предприя
тие оказалось бесхозным. Министерство транс
портного машиностроения СССР, к которому
оно ранее относилось, не было воссоздано вновь,
а Минэлектротяжмаш СССР, унаследовавший
активы этого ведомства, от Кулебакского завода
отказался — он не соответствовал ему по профи
лю. Не проявил интереса к предприятию и Мин
чермет СССР, а Министерство сельскохозяйст
венного машиностроения СССР, к которому его
в конце концов решили прицепить, не нашло ни
чего лучшего, кроме как сделать завод филиалом
Челябинского тракторного.
Возможно, Кулебакский металлургический
завод так бы и превратился в поставщика ком
плектующих для тракторов, если бы не тогдаш
ний директор Анатолий Яковлевич Рабинович —
будущий почетный гражданин города Кулебаки
и дважды кавалер ордена Ленина. Именно при
его непосредственном руководстве провели мо
дернизацию предприятия, закупили передовое
по тем временам иностранное оборудование, по
строили новые цеха, обновили и расширили со
циальную инфраструктуру. Переводить все это
богатство на тракторные гусеницы, шестерни
и валы было не по-хозяйски.
Анатолий Рабинович и его команда тщательно
проанализировали номенклатуру ряда смежных
министерств в поисках тех видов продукции, вы
пуск которых завод мог освоить на имеющем
ся оборудовании. Приоритет при этом отдавался
высокотехнологичным отраслям, сотрудниче
ство с которыми дало бы самому предприятию
стимулы для совершенствования, освоения но
вых технологий, дальнейшего развития.
Выбору нового направления деятельности
во многом помог случай. Уроженец Кулебак ди
ректор Казанского мотостроительного завода
И.Т. Борисов, навещая своих родителей, зашел
на предприятие и посетил бандажепрокатный
цех, где ему с гордостью показали последнюю но
винку — запущенный во второй половине 1964 г.
опытно-промышленный стан 3000 для прокатки
колец, оснащенный нагревательной печью.
Казанского гостя поразило это оборудова
ние — ведь на его предприятии кольца для ави
ационных двигателей вытачивались на станках
из цельных заготовок. Применение для получе
ния этой продукции прокатной технологии по
зволило бы сократить время на производство де
тали и расход металла в десятки раз! Посетив
дирекцию завода, Борисов попросил прокатать
несколько опытных колец для проведения ис
пытаний и изучения возможности их использо
вания в авиапромышленности. Испытания про
шли успешно.
И пока в Минсельхозмаше СССР не спеша
готовились принять в свои ряды неожиданное
и не слишком желанное приобретение, Кулеба
ки посетила представительная делегация Мини
стерства авиационной промышленности СССР.
Поначалу представители отраслевой науки были
настроены весьма скептично. Завод всегда рабо
тал только с черными металлами, у него отсут
ствовал опыт обращения со специальными ави
ационными сплавами. Тем более что выглядело
оно как типичное сталепрокатное предприятие,
пусть и с нестандартным сортаментом.
Тем не менее руководство Кулебакского ме
таллургического завода припасло солидный ко
зырь — авторитетное мнение производителей
авиационных двигателей. Им требовались коль
ца, много качественных колец, которые можно
было изготавливать на том самом оборудовании,
что имелось у предприятия и в настоящее вре
мя было недостаточно загружено. Руководство
Минавиапрома СССР прислушалось к этим ар
гументам, и Кулебакский завод решением Сов
мина СССР включили в его структуру.
За новым крутым поворотом в жизни пред
приятия последовал труд — очень-очень мно
го труда. Вторая половина 1960-х — начало
1970-х годов были временем быстрого прогрес
22
Металлоснабжение и сбыт
•
специальный выпуск