Потребление алюминия: возможные точки роста
Сейчас Русал в целом реализует около 120 проектов по наращиванию потребления алюминия на отечественном рынке – от товаров народного потребления до технологически сложных продуктов обрабатывающей промышленности. Об этом в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал Евгений Васильев, заместитель председателя Алюминиевой Ассоциации, курирующий в Русале развитие внутреннего рынка.
- Евгений Васильевич, Вы представляете дирекцию по развитию внутреннего рынка, созданную в компании в 2024 г. Расскажите подробнее о данном подразделении, основных функциях и задачах.
- Основная задача дирекции по развитию рынков – это создание и увеличение спроса, тиражирование успешных проектов и решений в различные отраслевые сегменты и масштабирование готовых продуктов, поиск новых направлений для применения алюминия, новых проектов производства из этого металла продуктов и компонентов, которые эффективнее и технологичнее производить из алюминия, чем из применяемых привычных материалов – стали, пластика, меди, железобетона и других. Мы связываем потенциальных производителей с поставщиками оборудования, компонентов, научными и проектными институтами, дизайнерскими бюро. Выстраиваем цепочки поставок, производства и дистрибуции. Сопровождаем проекты, у которых в конечной продукции будет использоваться алюминий. Если партнеру для его проекта нужен материал с улучшенными потребительскими свойствами, Русал организует разработку новых сплавов с необходимыми более «продвинутыми» техническими характеристиками, в то числе и для новых алюминиевых продуктов.
Другое важное направление работы – взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти для устранение административных и регуляторных препятствий в применении алюминия. И, наконец, исследования: мы заказываем научно-исследовательские работы – например, разработку современных типов пассажирских судов из алюминия, инновационные модели грузовых вагонов. Сам Русал не производит транспортные средства, такие НИР должны доказать преимущества алюминиевых решений, привнести мировой опыт в транспортное машиностроение страны. Это самые капиталоемкие проекты дирекции.
В последние годы расширяется кооперация и сотрудничество с разработчиками и производителями городского рельсового транспорта (вагонов метро, трамваев). Разрабатываются новые компоненты интерьера, систем вентиляции и освещения с применением алюминиевых компонентов. Трамвайный парк сегодня активно обновляется по федеральной программе, в новых моделях все активнее используется алюминий. Мы работаем со многими машиностроительными компаниями, а наши партнеры имеют большой опыт в разработке новых компонентов с применением алюминиевых сплавов. Снижение массы кузова – глобальная тенденция всего машиностроения, и применение алюминия является одним из основных способов решения этой задачи.
- Каковы промежуточные итоги деятельности дирекции?
- Научно-исследовательские работы, проектная деятельность, работа в области регуляторики и нормативной документации не подразумевает стандартный цикл проекта: старт, реализация, окончание. Мы, реализуя проект, продолжаем его мониторинг и развитие. Последнее предполагает применение успешных решений в других областях; из строительства в транспорт, из транспорта в энергетику, из энергетики в ТНП. Примеры? Это огнестойкие панели для многоэтажного строительства и судостроения, новые силовые провода для транспорта и энергетики, системы для солнечных панелей и многое другое. Проектная деятельность стабильно обеспечивает рост объема продаж алюминия в России, помогает рынку в ситуации некоторых экспортных потерь переориентироваться на потребности внутреннего рынка, увидеть и получить объем в импортозамещении, локализации, применении новых продуктов. В качестве промежуточного итога деятельности дирекции можно назвать то, что завершена аналитическая работа по оценке всех перерабатывающих алюминий мощностей – прокатных, экструзионных, литейных. Все это в географической привязке – по федеральным округам и основным отраслевым центрам производства. Сейчас мы понимаем, каких мощностей не хватает и где есть перспективы для создания новых, какие и где мощности в избытке, что требуется модернизировать для производства необходимых продуктов и полуфабрикатов.
- Как Вы охарактеризуете отечественный алюминиевый рынок 2025 г.? Какой баланс производства и потребления складывается в России?
- Мы ожидаем, что объем внутреннего рынка в этом году снизится из-за неблагоприятных макроэкономических факторов. Снижение, не исключено, продолжится и в 2026 г.
Баланса между производством и потреблением быть не может, так как Русал с момента создания в 2000 г. развивался как глобальная компания, почти все эти 25 лет Россия в нашем лице является ведущим поставщиком алюминия на мировые рынки. Да, Китай производит в 10-11 раз больше алюминия, Индия с недавних пор немного обгоняет Россию. Но алюминиевые заводы этих стран работают на свои внутренние рынки, Русал же присутствует на рынках всех континентов.
Среди экспонентов проходящей в эти дни выставки "Металл-Экспо" — участники Алюминиевой Ассоциации:
- Авиаль (4F56)
- Алунекст (4F48)
- АМР (4D23)
- БК АЛПРОФ (4F30)
- Корпорация ВСМПО-АВИСМА (4D08)
- ГРАВИС (4F60)
- КраМЗ (4D24)
- КУМЗ (4F12)
- МГТУ им. Баумана (3A48)
- МОСТ-1 (4G15)
- РУСАЛ (4D24)
- Самарский металлургический завод (4D20)



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.