Большепролетные и высотные здания в России: мировой тренд, пришедший на холод
Поставить самолет, сыграть в крытом зале в баскетбол под взглядами тысяч зрителей и за считанные недели построить производственное здание, где можно при желании устроить гонки автомобилей: все это — нестандартные, большепролетные и высотные здания. Хотя они известны больше века, прямо сейчас можно наблюдать настоящий расцвет: технологии металлоконструкций и возведения из них позволяют реализовывать интересные решения в самых разных жизненных сферах.
Смотреть соревнования атлетов в комфорте хотели издревле, достаточно вспомнить легендарные раскладные тенты в римском Колизее. Но в более суровом климате этого было явно недостаточно и реализации идеи пришлось ждать почти 2000 лет: первый крытый стадион — хоккейная арена «Вестмаунт» в Монреале на 6 000 зрителей — появился лишь в 1899 г., вместе с развитием технологий стального строительства и появлением доступных марок высокопрочных сталей.
Хоккейная арена «Вестмаунт» в 1899 г.
Благодаря возможности «раздвинуть» колонны, на которые опиралась кровля, в здании легко разместились «канадская» ледовая площадка 56 на 26 м и зрительский амфитеатр.
В СССР здания такого типа пришли с опозданием: массовое строительство спортсооружений с пролетами больше 30 м началось лишь в середине ХХ в, а вершиной советского зодчества в этом направлении стала инфраструктура к Олимпиаде-80, в том числе УСК и ЛФК ЦСКА на Ленинградском проспекте в Москве.
Эти здания с пролетами 84 и 48 м соответственно были построены к Олимпиаде из стальных блок-панелей, где решетчатые фермы связывались стальными листами через стальные пояса.
ЛФК ЦСКА в Москве, 1980-е годы
Сегодня эти здания исчерпали свой ресурс и на их месте строятся новые — конечно, с крупными пролетами. Например, основой новой баскетбольной площадки армейцев — самого титулованного российского клуба в этом виде спорта — станут крупногабаритные фермы из металлоконструкций с пролетом свыше 37 м. Для решения сложной задачи производитель, завод «Венталл», который входит в ГК «Северсталь Стальные Решения», применил оригинальную технологию создания поясов ферм из сварного двутавра.
Конструкции собирались предварительно на площадке предприятия — это позволяло выявить и быстро устранить неточности изготовления, чтобы облегчить работу строителей. При этом огромные габариты потребовали особой транспортировки и специального монтажа.
«Ввиду больших напряжений в элементах сечений большепролетных зданий необходим повышенный контроль, — объясняет Евгений Терешенков, руководитель службы проектирования «Северсталь Стальные Решения». — Увеличивается объем контролируемых соединений, повышается планка требований к ним. Если есть возможность исполнить конструкцию разборной — это лучший выход из ситуации. Если, исходя из конструктивного решения, рациональнее везти укрупненные фрагменты, как в случае с ЦСКА, то согласовываем каждый шаг со службой логистики и всеми дорожными службами. Заказываем спецсопровождение, осуществляем перевозки в ночное время, чтобы меньше зависеть от дорожной обстановки и максимально оперативно доставить конструкции на монтаж».
Отгрузка готовых металлоконструкций ЦСКА с обнинской заводской площадки компании «Северсталь Стальные Решения»
Поскольку спортсооружения, такие как арены ЦСКА, уникальны в своем роде, для сборки приходится разрабатывать и применять нестандартные технологии. Для новых зданий комплекса понадобились приемы, которые используют при строительстве мостов.
«Непосредственная сборка на 90 % осуществляется болтовыми соединениями, — говорит Дмитрий Шестаков, руководитель производственной службы ООО «Технопром», строящего объекты ЦСКА. — Но перед этим нужно их подготовить. В нашем случае работать на строящейся арене приходится в стесненных условиях, поэтому ПИК “Мостовик” разработала специально для этого случая уникальную технологию монтажа: на стапелях проводится укрупнение металлоконструкций, затем их поднимают на монтажную отметку и надвигают в проектное положение. В отсутствие кранов, которые нельзя установить на этом объекте, использовали накаточные тележки и с помощью электролебедок передвигали конструкцию в проектное положение. А на втором здании в ход пойдут домкраты — гидроцилиндры поочередно, блок за блоком, будут выдвигать 8 ферм по 10 метров, пока не образуют пролет в 43 метра по ширине (в обычном строительстве эта технология применена, наверное, впервые)».
Площадка строящегося нового комплекса ЦСКА. Фото ВСК МО РФ
Но это уникальные в своем роде сооружения, а что с рядовыми постройками, в том числе с цехами и складами, где отсутствие колонн в производственных помещениях является необходимым условием производственного процесса?
Здесь, безусловно, не разрабатываются специальные технологии под каждое строение и используется крановое оборудование, но результат не менее интересен, чем в истории грандиозных спортивных арен. Да и возводят их массово и очень быстрыми темпами, как произошло в случае одного из крупнейших российских производителей кормов — алтайского холдинга «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова.
Производственный комплекс «Алейскзернопродукт»
Там меньше чем за год построили целый комплекс: 7-этажный производственный цех размером 17,00 х 30,00 метра и высотой 37,30 метра, склад готовой продукции размером 30,00 х 39,15 метра и высотой 18,00 метра и тарный склад с консольным навесом 4,5х48 м. Здесь уникальность сооружению придает не пролет — хотя, формально, он подходит под определение «большого», по СП 304.1325800.2017, сегодня это считается заурядным. Но вот в сочетании с большой этажностью конструкция становится необычной.
«При классической сборке строительных конструкций с обваркой процесс занимает очень много времени, — говорит Илья Шалюхин, директор новосибирского ООО «Стройсервис», возводившего комплекс. — А здесь сборка идет минимум в два раза быстрее. При этом в нашем конкретном случае еще и повлияла накладка — сборочные чертежи пришли не сразу, поэтому собирать мы начали как конструктор. Но это практически не повлияло на темпы и трудозатраты: если со сварочными работами при таких объемах строительства понадобилось бы не менее 25 человек, то здесь справились 14 рабочих, поскольку болтовые соединения не требуют дополнительных усилий».
От уникальных сооружений до «рабочих лошадок» — большепролетные здания давно определяют лицо городов и промышленных зон планеты. Несомненно, что глобальный тренд на такие здания, с которыми работают ведущие мировые архитекторы, прочно вошел и в российское строительство, а значит, впереди нас ждет еще много интересных объектов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.