Роль БАМа в развитии экономики страны
В год юбилея Байкало-Амурской магистрали принято говорить о героизме строителей, о новых объектах и тоннах перевезённых грузов. Разобраться в экономических эффектах, которые БАМ приносит стране, нам помог генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.
- Юрий Завенович, расчёты ИПЕМа по методике Межотраслевого баланса показывают, что совокупный эффект на ВВП России от реализации второго этапа модернизации Восточного полигона, который завершится в этом году, составит 9,8 трлн руб. При этом инвестиции в проект вернутся в ВВП страны в 15-кратном размере. А каков вклад всего БАМа в экономику России, например, за последние 10 лет?
- Развитие Восточного полигона имеет чрезвычайно важное значение для экономики не только в условиях переориентации грузопотоков, развития экономики Восточной Сибири и Дальневосточного региона, освоения новых месторождений, решения задач повышения транспортной связанности, но и с точки зрения системного эффекта в экономике, включая косвенный и индуцированный эффекты. Методический инструментарий Межотраслевого баланса, разработанный и применяемый АНО «ИПЕМ», позволяет учесть эффекты во всей экономике, вплоть до эффекта в конечном потреблении (на уровне домашних хозяйств)....
- Начиная с 2014 года и особенно после 2022 года произошла переориентация грузов в восточном направлении. Сколько могла потерять экономика России, если бы БАМ не развивался в последние годы так активно?
- В случае отсутствия инвестиций в развитие БАМа на предыдущих этапах не было бы погружено и перевезено 32,4 млн тонн грузов, за 10 лет потери в грузообороте составили бы 68,1 млрд ткм. В масштабах страны это означало бы потери только в 2022–2023 годах в размере 0,8 трлн руб., в основном из-за невывоза продукции.
- Не помешают ли сложные условия (санкции, нестабильность на глобальных финансовых и сырьевых рынках, высокая ключевая ставка ЦБ РФ) в реализации планов по развитию БАМа?
- Мы уже отмечали, что масштабные инфраструктурные проекты в целом и Восточный полигон в первую очередь являются триггером импортозамещения. Когда внутри страны есть всё необходимое для реализации инфраструктурного проекта из числа реальных ценностей – сырьё, основные средства, технологии, квалифицированный труд, – то никакие внешние условия не должны критичным образом мешать процессу кооперации участников экономического инвестиционного цикла....
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.