Электронная коммерция на рынке металлов: опыт, мнения, прогнозы

Электронная коммерция на рынке металлов: опыт, мнения, прогнозы

В свежем 7-8 номере журнала «Металлоснабжение и сбыт» вышел обзор по 3-й Общероссийской конференции «Электронная коммерция на рынке металлов», которая прошла в начале июня в Москве.

Наращивание e-commerce в настоящий момент стало модной темой для обсуждения трендов развития любой отрасли экономики, в том числе металлургии. Однако в России в этой сфере, как и в целом в B2B, инструменты цифровизации при покупке и продаже продукции пока применяются не слишком активно. Причины этого, способы решения и существующие проекты были рассмотрены участниками конференции.

В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт», отметил, что в настоящий момент электронная торговля активно развивается в Китае. Так, в 2022 г. оборот электронной торговли стальной продукцией составил 329 млрд юаней (70—80 млн т в год). Правительство КНР озвучило планы довести эту долю до 15—20% общего объема потребления, то есть до 150—200 млн т в год. И этому способствуют развитие специализированных площадок и наличие цифрового юаня.

В России более энергично e-commerce развивается в сфере B2C, где маркетплейсы разворачиваются в целые экосистемы, рассказала Т. Газизулина, директор по маркетингу Платферрума.

Крупные онлайн-платформы В2С уже внедрили технологии для улучшения взаимодействия с клиентами и оптимизации операционной эффективности. Элементами таких систем являются цифровой рубль и собственные банки: у Wildberries — Wb-кошелек, у Ozon — Ozon Карта (для физических лиц) и расчетные счета в Ozon Банке (для юридических лиц), Яндекс Пэй, а также экосистемы МТС кэшбэк, Сбер Спасибо Яндекс Баллы.

Приходит осознание, что эти инструменты необходимо переносить и в В2В-ecomm, в результате чего финтех становится ведущим трендом цифровой оптимизации процессов в бизнесе. На рынке металлов важным условием закупки металлопродукции является наличие отсрочки по оплате заказа. Именно поэтому Платферрум в 2024 г. внедряет такую опцию для своих клиентов. «Отсрочка» — это сервис для среднего и крупного бизнеса, который хочет осуществить закупку без отвлечения собственных оборотных средств, позволяющий в течение 24 часов получить одобренный кредитный лимит и удобно осуществить сделку по покупке металлопроката в маркетплейсе Платферрум с отсрочкой платежа.

Как добавил В. Демкив, менеджер по работе с партнерами Платферрума, в 2024 г. 15% сделок от общего числа заказов на платформе было совершено с отсрочкой, из них 52% — по партнерским тарифам софинансирования (площадки и поставщика).

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) при создании собственного маркетплейса пошел по другому пути. Проект был реализован на базе Торгового дома ММК, рассказал заместитель директора Д. Гампер.

Он добавил, что внедрение инструментов электронной торговли потребовало адаптации к ней отдельных бизнес-процессов. В этом процессе пришлось иначе взглянуть на продажи с «земли», поэтому появление онлайн-канала продаж привело к изменениям и в офлайне.

Меры, принятые для ускорения поставок для онлайновых покупателей, были распространены и на прочих потребителей. Так, физические лица получили возможность оплачивать покупку на месте через терминалы с минимумом забот о документации. Для юридических лиц разработали систему лимитов кредитования для получения отсрочки платежа.

Помимо этого, автоматизировали услугу доставки. Теперь при заказе металлопродукции можно сразу спланировать ее доставку, а также выбрать подходящий тариф.

Благодаря внедрению инструментов e-commerce удалось критически посмотреть на хранение проката, а также на процесс комплектации. Большая часть заказов, формируемых через маркетплейс — это комплектные заказы, состоящие из нескольких позиций. И для ускорения выдачи заказа, чтобы клиент не ждал, когда мы соберем его из разных мест нашего склада, заказ формируется и хранится в обособленном месте.

По словам Д. Гампера, интернет — это оперативность. Схемы выполнения заказов, возврата средств и другие процессы вначале были ускорены для онлайновых клиентов, а затем внедрены в офлайн.

В личном кабинете появилась опция отслеживания этапов выполнения заказа, начиная от его создания до момента выдачи. Есть возможность получения интернет-заказа по СМС-оповещению.

В 2023 г. через электронную площадку было отгружено более 6 тыс. заказов примерно на 80 тыс. т стальной продукции. Ежедневно на маркетплейсе ТД ММК регистрируется в среднем 995 посещений, из них семь — новые клиенты.

Читать обзор полностью на страницах журнала «Металлоснабжение и сбыт»

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 163

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter