Утилизация судов на металлолом: нюансы
Утилизация речных и морских судов — не только головная боль для владельцев, но и серьезная проблема для окружающей среды. Корабли и паромы ржавеют в российских портах или лежат на дне вместо того, чтобы начать новую жизнь — стать сырьем для производства стали. По данным аналитического агентства Infoline, по состоянию на 2021 год средний возраст кораблей пассажирского речного флота составлял 38 лет, круизных судов — более 49 лет.
Государство заинтересовано в том, чтобы по рекам и морям ходил новый экологичный транспорт. Для этого в России утвердили судовой утилизационный грант. По сути это «трейд-ин» для водного транспорта: покупатель получает скидку на новый катер или паром, если сдает в металлолом старое судно. Размер судового утилизационного гранта зависит от типа, назначения и экологичности техники. Если суда работают на альтернативных источниках энергии — например, аккумуляторных батареях или водородных топливных элементах, — субсидии выше.
Утилизация речных и морских судов — не только головная боль для владельцев, но и серьезная проблема для окружающей среды. Корабли и паромы ржавеют в российских портах или лежат на дне вместо того, чтобы начать новую жизнь — стать сырьем для производства стали. По данным аналитического агентства Infoline, по состоянию на 2021 год средний возраст кораблей пассажирского речного флота составлял 38 лет, круизных судов — более 49 лет.
Государство заинтересовано в том, чтобы по рекам и морям ходил новый экологичный транспорт. Для этого в России утвердили судовой утилизационный грант. По сути это «трейд-ин» для водного транспорта: покупатель получает скидку на новый катер или паром, если сдает в металлолом старое судно. Размер судового утилизационного гранта зависит от типа, назначения и экологичности техники. Если суда работают на альтернативных источниках энергии — например, аккумуляторных батареях или водородных топливных элементах, — субсидии выше.
Современные суда в среднем служат от 25 до 30 лет. После этого эксплуатировать их становится невыгодно. Из-за ржавчины, усталости конструкций, дефицита деталей многие «старички» становятся кораблями-призраками: по документам они есть, а по факту давно канули в Лету.
Между тем корпус любого транспортного средства — это потенциально листовой металлолом 5А или 12А, наиболее востребованный у переработчиков и заводов. Он высоко ценится как вторсырье в металлургии, судостроении, машиностроении и других отраслях. Повторное использование металла снижает расходы энергии при выплавке стали, позволяет экономить сырье и способствует сокращению объемов добычи железной руды.
Ускорить сменяемость поколений гражданской морской и речной техники призвана государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Ее участниками могут стать все российские транспортные компании, пароходства и организации рыбохозяйственного комплекса вне зависимости от того, используют ли они водный транспорт на шельфе.
Одной из мер поддержки отрасли в рамках этой программы является судовой утилизационный грант. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на приобретение и строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию утверждены Постановлением правительства РФ №502 от 27.04.2017. Строительство новых единиц водного транспорта обойдется участникам на 10–25% дешевле, если старые суда пойдут на переработку. Это десятки миллионов рублей экономии. Ведь стоимость, к примеру, скоростного катамарана для пассажирских перевозок в 2023 году составляет 365 млн рублей.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.