А спрос все падает. Мировой рынок металлургического сырья: 15-22 октября

В начале второй половины октября на мировом рынке продолжалось снижение цен на металлолом, которое дополнилось уменьшением спотовых котировок на железную руду, опустившихся до минимальных значений за последние три месяца. Сырьевые рынки так же разбалансированы, как и рынки проката, а основной причиной спада в обоих случаях является сокращение потребления. Стагнирующей мировой экономике нужно все меньше черных металлов, и эта тенденция затрагивает всю производственную цепочку.

До недавнего времени цены на железную руду падали быстрее, чем на металлолом. В результате турецкие, восточноазиатские и южноевропейские мини-заводы оказались менее конкурентоспособными, чем китайские и российские меткомбинаты, выплавляющие сталь из руды. Заготовка потеснила лом на мировом рынке, что подтверждают данные Bureau of International Recycling (BIR) по первой половине текущего года. В соответствии с ними, в первые шесть месяцев 2015 года потребление лома в Китае сократилось на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а в Японии, Корее и Турции — на 10,1-10,3%. Сократились обороты международной торговли этим сырьем. Сейчас BIR сообщает об уменьшении сборов лома, но в ближайшие месяцы рынок еще не успеет снова придти в норму.

В любом случае под воздействием конкуренции со стороны продолжающей дешеветь заготовки европейские и американские компании вынуждены сбавлять цены на металлолом, поставляемый в Турцию. В середине октября при относительно слабом спросе сделки на поставку материала HMS № 1&2 (80:20) в ноябре заключались в интервале между $165 и $175 за т CFR. Как считают металлурги, котировки должны еще немного снизиться, так как спад на ближневосточном рынке сортового проката пока и не думает прекращаться, так что вопрос о сокращении затрат при выплавке стали и производстве готовой продукции сохраняет актуальность.

В Европе и США внутренние котировки, тем временем, стабилизировались после обвалов в начале текущего месяца. Американские предприятия в зависимости от места расположения получают лом HMS № 1 по $145-165 за длинную т (1016 кг) за т с доставкой, а на итальянские и испанские мини-заводы материал HMS № 1&2 (80:20) поступает менее чем по 175 евро за т. Ожидания на ноябрь остаются, в основном, пессимистическими. Как в США, так и в странах Южной Европы в ноябре-декабре прогнозируется сужение выплавки стали, а экспортные перспективы у поставщиков сырья остаются весьма смутными.

Японская компания Tokyo Steel Manufacturing временно стабилизировала закупочные цены на металлолом, однако он продолжает дешеветь на внешних рынках. Корейские металлурги добились понижения котировок до менее 14 тыс. иен за т FOB (примерно до $115), но желают получить от японских поставщиков более значительные уступки. Американский лом HMS № 1 тем временем котируется в Корее не выше $175 за т CFR, достигая, максимум, $185-190 за т в странах Юго-Восточной Азии, а недавние контракты на поставку в Корею российского сырья были заключены из расчета менее $170 за т CFR. И в этом регионе потребители полагают, что котировки пока еще отнюдь не достигли «дна».

Покупатели товарного чугуна тоже очень активно сбивают цены. Особенно отличаются в этом американские компании, добившиеся резкого удешевления бразильского сырья — до $185 за т CFR и менее. Бразильская металлургия в настоящее время переживает сильнейший кризис, так что местные компании, подобно своим китайским коллегам, наращивают экспорт, не гонясь за ценой. Чугун из СНГ пока что предлагается на внешних рынках не дешевле $175 за т FOB, но встречные предложения от клиентов в Европе и Турции поступают из расчета, как минимум, на $5 за т меньше.

Спотовые цены на австралийскую руду с 62% железа, по данным The Steel Index, впервые с июля опустились до менее $52 за т CFR Китай. Как считают аналитики Citigroup, рынок после трехмесячного периода относительной стабильности вступил в стадию спада, а к началу 2016 года руда может подешеветь до около $40 за т. Ожидания поставщиков, и в самом деле, трудно назвать обнадеживающими. Китайские компании, в сентябре закупившие за рубежом 86,12 млн. т руды, что стало максимальным показателем в текущем году, резко сбавили активность. По данным трейдеров, в середине октября на рынке заключались лишь отдельные сделки, а поступление сырья в китайские порты сократилось.

Пока что выплавка стали в Китае сохраняется на высоком уровне. По данным World Steel Association, в сентябре ее объем был всего на 3,0% меньше, чем в тот же месяц прошлого года. Однако многие эксперты предсказывают, что китайские металлурги, терпящие большие убытки из-за рекордного падения цен на прокат, вот-вот начнут выходить из игры, приостанавливая производство. Масла в огонь недавно подлил и председатель правления китайской компании Baosteel Сю Лецзян, заявивший, что в ходе неизбежной реструктуризации выплавка стали в стране может сократиться на 20%.

По крайней мере, возобновления роста потребления стали в Китае в обозримом будущем не ожидается. Китайское правительство обещает в следующем году запустить ряд новых инфраструктурных проектов, но западные наблюдатели сомневаются, что это позволит в полной мере задействововать избыточные в данный момент мощности по производству проката. При этом, объем предложения на мировом железорудном рынке в 2016 году еще продолжит увеличиваться за счет ввода в строй завершаемых в настоящее время проектов. По мнению аналитиков из австралийского банка ANZ, цены на руду в ближайшие два года будут колебаться в интервале $45-55 за т, причем, ближе к его нижней границе.

Перспективы возможного уменьшения производства стали в Китае вызывают беспокойство и у экспортеров коксующегося угля, хотя на ценах это пока не отражается. В октябре спотовые котировки на «твердый» австралийский материал стабилизировались несколько выше отметки $85 за т CFR Китай. По мнению аналитиков, в отличие от руды коксующийся уголь в ближайшие месяцы будет относительно устойчивым вследствие меньшего избытка предложения на рынке. Расширение поставок из Австралии, на долю которой приходится свыше 60% мирового экспорта данного сырья, компенсируется сокращением отгрузки из других стран, прежде всего, США.

Судя по всему, только такой путь для стабилизации есть и у всего мирового рынка черных металлов. Чтобы убрать избыток предложения, кто-то должен уйти. Вопрос лишь, кто и когда окажется этим «слабым звеном».

Просмотров: 221
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

23 октября 2015 г.

Комментарии


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.