Появление Китая на мировом рынке стали в качестве крупного экспортера заготовки во второй половине 2014 года нанесло сильный удар по поставщикам металлолома, а к настоящему времени ситуация обострилась до предела. Мини-заводы в Турции и Восточной Азии все шире используют китайские полуфабрикаты, сокращая собственную выплавку стали. Обороты международной торговли ломом соответственно сузились, а цены на него во второй половине сентября и в начале октября резко упали — уже в третий раз в этом году. Железная руда на протяжении последних двух месяцев, правда, сохраняла стабильность, но аналитики все более уверенно прогнозируют спад и на этом рынке.
Котировки на металлолом HMS № 1&2 (80:20) в Турции во второй половине сентября опустились ниже психологически важного рубежа $200 за т CFR — впервые со времен панического обвала в октябре 2008 года. Но семь лет тому назад цены достаточно быстро восстановились после падения до более-менее приемлемого уровня. Сейчас же все понимают, что спад имеет долгосрочный характер, а котировкам еще есть, куда снижаться. Турецкие металлурги, добившись в конце сентября удешевления лома до около $190 за т CFR, взяли паузу, ожидая возвращения на рынок китайских поставщиков заготовки после недельных торжеств, посвященных празднованию 66-той годовщины основания КНР.
По предварительным данным, китайские компании согласились на новое уменьшение стоимости полуфабрикатов. Соответственно, турецкие мини-заводы требуют аналогичных уступок и от поставщиков металлолома. В начале октября встречные предложения с их стороны поступали примерно на уровне $180 за т CFR, но теперь, по мнению наблюдателей, котировки могут провалиться и до $170 за т. Причем, эта отметка, скорее всего, не станет пределом отступления.
В начале октября металлолом продолжил падение и в странах-экспортерах. Особенно глубоким оказалось оно в США. В конце сентября американские трейдеры осторожно предполагали, что котировки могут опуститься на $30-40 за длинную т (1016 кг) по сравнению с уровнем месячной давности. Но реальность превысила все ожидания: цены упали на $50 за т и более. Некоторые металлургические предприятия в штатах Среднего Запада смогли приобрести крупные партии шредированного лома дешевле $180 за т с доставкой, тогда как в начале сентября минимальным уровнем считались $230 за т. Трейдеры упоминали о встречных предложениях металлургов на отметке $160 за т с доставкой и даже единичных сделках на таких условиях.
Американский рынок лома задыхается из-за избытка предложения. Поступления промышленного лома практически не изменились по сравнению с прошлым годом, а сборы вторичного сырья только сейчас начали уменьшаться вследствие падения цен. В то же время, выплавка стали в США, по данным World Steel Association за восемь месяцев, упала на 8,5% по сравнению с январем-августом прошлого года. Площадки на заводах заполнены еще с лета, поэтому металлурги, стремящиеся сократить запасы, не заинтересованы в новых закупках сырья.
В первом полугодии американские компании еще могли компенсировать спад на внутреннем рынке экспортными поставками, но с июля спрос на американский металлолом за рубежом начал падать. Из крупных покупателей только Индия наращивает импорт, в то время как, например, в Турции и на Тайване закупки в июле-августе сократились более чем на 20% по сравнению с прошлогодним графиком.
С аналогичными проблемами сталкиваются европейские и японские трейдеры. В Евросоюзе внутренние котировки на металлолом понизились в октябре, в среднем, на 10 евро за т по сравнению с концом сентября. Так, лом HMS № 1&2 (80:20) теперь может поставляться на итальянские и испанские мини-заводы дешевле чем по 170 евро за т с доставкой. В Японии стоимость сырья обвалилась до уровня октября 2008 года. Крупнейший потребитель лома в стране, компания Tokyo Steel Manufacturing, с начала октября уже дважды снижала закупочные цены на своих предприятиях, опустив нижнюю границу до 15 тыс иен (около $125) за т CPT. Впрочем, экспортные контракты на поставку японского лома Н2 в Корею тоже уже заключаются на уровне 15 тыс. иен за т FOB.
Продолжает дешеветь в Азии и американский материал. Тайваньские компании сбили цены на HMS № 1&2 (80:20) до менее $155 за т CFR и примериваются к отметке $150 за т, а крупнотоннажные партии лома HMS № 1 предлагаются в Корею не более чем по $190 за т CFR. Российский лом 3А пока котируется несколько выше уровня $180 за т CFR Корея, но эти цены имеют номинальный характер. Очевидно, что для возобновления поставок экспортерам придется пойти на существенные уступки.
Вместе с металлоломом идет вниз и товарный чугун. Европейские и турецкие покупатели требуют понижения стоимости российского и украинского материала до $200 за т CFR и ниже. Американский рынок пока взял паузу, выжидая, чем завершится падение цен на металлолом. Но, очевидно, что и там потребители будут настаивать на удешевлении чугуна до менее $200 за т CFR. Причем, крайняя точка спада еще где-то впереди.
На спотовом рынке железной руды первая неделя октября прошла в пассивном режиме в связи с отсутствием на нем китайских покупателей. Однако после возобновления сделок 7 октября цены качнулись вниз, впервые с августа оказавшись ниже отметки $55 за т CFR Китай для австралийского материала, содержащего 62% железа.
Хотя китайские металлургические компании достаточно активно приобретают сырье, а производство стали в стране не уменьшается несмотря на рекордное в XXI веке падение внутренних цен на прокат, большинство аналитиков на рынке руды настроены пессимистично. По их мнению, в четвертом квартале железорудные котировки пойдут на спад и, вероятно, понизятся до менее $50, а то и до менее $45 за т CFR. Причем, средний уровень цен в 2016 году, как ожидается, будет ниже, чем в текущем.
Негативные прогнозы основываются, главным образом, на ожиданиях дальнейшего расширения поставок железной руды на мировой рынок. Как сообщает австралийский банк ANZ, в сентябре отгрузка руды через крупнейший в стране экспортный терминал в Порт-Хедланде достигла рекордного уровня в истории, а октябре может оказаться еще выше.
Активность на рынке проявляют даже мелкие игроки, которых поторопились списать со счета. По данным американского инвестиционного банка Goldman Sachs, небольшая австралийская компания Atlas Iron, ранее объявившая о приостановке добычи руды из-за низких цен, снова вернулась на рынок с объемом поставок 14-15 млн. т в годовом эквиваленте. С 21 октября должна стартовать отгрузка руды с австралийского месторождения Roy Hill, а в 2016 году она должна выйти на уровень 35 млн. т в год. Наконец, в конце октября может возобновить выпуск рудник Tonkolili в Сьерра-Леоне мощностью 20 млн. т в год, закрытый в конце 2014 года.
В целом, как отмечают эксперты, удешевление железной руды выглядит неизбежным. Единственный вопрос, когда это произойдет — раньше или позже.
Просмотров: 112
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.