Медленный шаг антикризисной политики

Российский рынок проката в последние недели производит впечатление тихого болота. Резкие скачки цен на нем прекратились. Металлургические компании в марте прекратили подъем котировок на арматуру. Очевидно, к апрелю стабилизируется и плоский прокат. Видимый спрос, вопреки опасениям, не обвалился подчистую, но конъюнктура в целом медленно ухудшается. Платежеспособный спрос сужается, потребление постепенно проседает, а антикризисная программа правительства, утвержденная в конце января, реализуется слишком уж медленно и неторопливо.

Как сообщает РБК, из 59 пунктов антикризисного плана 33 должны были быть выполнены в течение месяца. Однако в действительности в срок были исполнены только семь, а по состоянию на 6 марта правительство реально отчиталось только о девяти. При этом, не реализовано ключевое мероприятие, предусматривавшее выделение банкам 1 трлн. руб. дополнительного капитала с расчетом на то, что часть этих средств пойдет на кредитование реального сектора экономики.

В то же время, власти никак нельзя упрекнуть в бездеятельности. Наоборот, в правительстве идет активная работа по разработке механизма стимулирования прямых инвестиций, внедрению положений принятого в конце прошлого года Федерального закона «О промышленной политике», отбору компаний и проектов, претендующих на государственную поддержку. В середине марта премьер-министр Дмитрий Медведев обещает внести в Государственную Думу обновленный проект федерального бюджета, в котором, наконец, будут определены конкретные объемы финансирования госпрограмм с учетом запланированного сокращения расходов. Разрабатываются новые нормативные акты и поправки к действующим законам, которые, как ожидается, несколько облегчат жизнь российскому бизнесу.

Проблема заключается лишь в том, что все эти антикризисные мероприятия проводятся в жизнь привычными бюрократическими методами, требуют многочисленных увязок и согласований и поэтому занимают немало времени. Вопрос о формировании координационного антикризисного штаба был поднят только в середине февраля. Для многих решений (например, о субсидировании ипотечных кредитов) только создаются действующие механизмы реализации.

В то же время, Министерство промышленности и торговли вместо реального проведения антикризисных мер, способных стимулировать спрос на прокат и другую промышленную продукцию, в последнее время уделяло непропорционально много внимания частному вопросу о стоимости металла для машиностроителей. Причем, основная ставка делалась на угрозу применения административных мер наподобие введения экспортных пошлин на прокат или металлолом либо прямого регулирования цен. В результате металлурги все равно так или иначе отразили в стоимости своей продукции прошлогоднее падение курса рубля, а в отношениях с крупными клиентами в машиностроительной отрасли использовали традиционный формульный механизм ценообразования. При этом, к марту повышение котировок прекратилось в силу естественных рыночных причин.

Вот и получается, что антикризисная политика в России пока реализуется, в основном, на уровне деклараций о намерениях. Вероятно, не пустых деклараций, но их наполнение реальными действиями, судя по всему, начнется не ранее лета текущего года. До этого времени уровень государственной поддержки экономики будет минимальным. Поэтому получается, что отечественный рынок стали вступает в наиболее сложный период, когда имевшийся с прошлого года резерв прочности в значительной мере израсходован, а новые стимулы пока еще не работают.

Ситуация во многих отраслях российской экономики в последние месяцы, и в самом деле, ухудшается. Так, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в феврале сократились на 37,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Причем, как считает председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер, рынок еще не достиг «дна». Минпромторг, со своей стороны, сообщил о намерениях увеличить поддержку автопрома, но планируемые им меры предусматривают, в первую очередь, предоставление финансовой помощи автомобильным компаниям. Действующие же механизмы автоутилизации и запрет на покупку иностранной техники бюджетными организациями недостаточно эффективны из-за сокращения платежеспособного спроса. Это означает, что потребность российских автопроизводителей в стальной продукции в ближайшие месяцы будет ограниченной.

Не менее плачевным выглядит положение в области производства коммерческого автотранспорта и промышленного оборудования. В частности, предприятия железнодорожного машиностроения в феврале уменьшили закупки проката на 63,5% по сравнению с тем же месяцем 2014 года. «Камаз» с16 марта, как минимум, на полтора месяца переводит свое головное предприятие на трехдневную рабочую неделю.

Нет признаков улучшения обстановки и в другой важнейшей для металлургов отрасли — строительной. По данным железнодорожной статистики, в феврале прямые поставки стальной продукции на заводы по изготовлению железобетонных конструкций сократились на 36% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Многие строительные компании жалуются на проблемы с финансированием и поэтому приостановили закупки проката или уменьшили их до минимума. По данным Росстата, объемы строительных работ (выраженные в рублях) в январе 2015 года сократились на 3,5% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Причем, наиболее серьезный спад произошел в регионах-лидерах. В Москве он составил 18,5%, в Московской области — 17,4%, в Тюменской области — 13%, в Санкт-Петербурге — 9,3%, а в Краснодарском крае — 37,4%. Причем, в январе еще был зарегистрирован рост в секторе жилищного строительства. Февральские показатели, судя по всему, будут хуже, а мартовские — и подавно.

Фактически единственной действенной антикризисной мерой, которую могут оперативно принять российские власти, является дальнейшее понижение ключевой ставки Центробанка РФ. По мнению многих экспертов, 13 марта ее размер должен быть уменьшен, как минимум, на 2 п.п. Однако для противодействия негативным тенденциям в российской экономике этого будет недостаточно. Отечественному бизнесу необходимы, во-первых, недорогие и «длинные» финансовые ресурсы, способные компенсировать приостановку зарубежного финансирования в середине прошлого года и, во-вторых, стимулирование потребительского и инвестиционного спроса. Но в рамки текущей экономической и денежной политики российского правительства это никак пока не вписывается.

Поэтому российской экономике, скорее всего, уже не избежать достаточно глубокого спада, крайняя точка которого придется, по-видимому, на конец второго — начало третьего квартала текущего года. В дальнейшем ситуация начнет постепенно улучшаться по мере того как заработают правительственные антикризисные меры, реально проявятся процессы импортозамещения, вступят в силу законодательные изменения. Однако в ближайшие несколько месяцев видимый спрос на прокат в России будет сужаться, а цены на него, достигнув максимального уровня в марте, будут затем опускаться вниз.

Просмотров: 100
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

12 марта 2015 г.

Комментарии


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.