В конце февраля — начале марта некоторые поставщики металлолома в Турцию и страны Восточной Азии сделали попытку повышения котировок в расчете на весеннее оживление рынков стали. Цены на сортовой прокат на Ближнем Востоке в первых числах марта, действительно, сдвинулись вверх, но это подорожание пока не выглядит ни устойчивым, ни обоснованным. Судя по всему, ни сталь, ни металлургическое сырье еще не готовы к росту. Тем более, что на рынке железной руды, похоже, намечается новый спад.
Котировки на металлолом в Турции после обвала более чем на $60 за т в начале февраля, в дальнейшем стабилизировались в интервале $240-250 за т CFR для материала HMS №1&2 (80:20) европейского и североамериканского происхождения. Однако в последнюю неделю некоторые трейдеры предприняли попытку подъема этих котировок на $10 за т. Некоторые сделки в начале марта, и в самом деле, осуществлялись на уровне выше $250 за т CFR, но говорить об однозначном повышении пока еще рано. На турецком рынке лома продолжают действовать факторы, не способствующие подорожанию.
В первую очередь, это неблагоприятная конъюнктура на ближневосточном рынке сортового проката. В основном, из-за падения внешнего спроса турецкие металлурги в январе выплавили на 10,4% меньше стали, чем в тот же месяц 2014 года, а турецкий импорт металлолома сократился на 29,3% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Сейчас некоторые турецкие производители арматуры пытаются повернуть вспять котировки на экспортных рынках, снижавшиеся на протяжении последних нескольких месяцев, но не факт, что у них это получится.
Между тем, курс турецкой лиры в феврале понизился по отношению к доллару, так что импортное сырье обходится дороже местным металлургам даже при неизменности долларовых котировок. Если производителям стали и проката, которые в начале марта приобретали зарубежный металлолом по более высоким ценам, не удастся перенести увеличение затрат на стоимость готовой продукции, во второй половине марта можно будет ожидать падение спроса на лом в Турции и возобновление понижающего давления на цены.
Такое развитие событий кажется достаточно вероятным и по той причине, что металлолом продолжает дешеветь на внутренних рынках стран-экспортеров. В США, в среднем, на $20 за т уменьшились котировки на высококачественные сорта лома, в частности, пакетированный. Поставщики шредированного или амортизационного лома (например, HMS №1) остались, в основном, при своих, но отмечают крайне низкий спрос. Многие американские металлургические компании в последние месяцы были вынуждены сократить выплавку стали и поэтому нуждаются в меньших количествах сырья. Кроме того, объем предложения лома на внутреннем рынке вырос из-за сокращения экспорта.
Правда, американские трейдеры предупреждают, что февральский обвал внутренних цен на лом, сократившихся сразу на $80-100 за т по сравнению с предыдущим месяцем, привел к обвальному падению сборов, что в перспективе может привести к дефициту амортизационного лома. В то же время, поставщики пакетированного лома, наоборот, сетуют на избыток его предложения.
Судя по всему, в марте снова понизятся цены на металлолом и в Европе. По предварительным данным, котировки могут уменьшиться, прежде всего, в странах юга Европы на 5-10 евро за т. Основная причина — относительно слабый спрос на фоне депрессии на европейском рынке сортового проката и финансовых проблем, с которыми сталкиваются некоторые региональные мини-заводы.
В Японии компания Tokyo Steel Manufacturing с 28 февраля в очередной раз понизила внутренние цены на лом. Это, очевидно, заметно осложнило жизнь трейдерам, которые как раз в это время попытались немного приподнять котировки при поставках сырья в Корею. Во второй половине февраля стоимость японского лома Н2 упала до менее $195 за т FOB, а попытки вернуть ее хотя бы на уровень $200 за т пока успехов не приносят.
С аналогичными проблемами сталкиваются американские компании. Котировки на лом HMS № 1&2 (80:20), поставляемый в контейнерах на Тайвань, уже несколько недель остаются на среднем уровне $225 за т CFR. Повышение их блокируется поставками недорогих полуфабрикатов из Китая и России. Стоимость американского материала HMS № 1 варьируется от около $240 за т CFR в Корее до немногим более $250 за т в странах Юго-Восточной Азии.
На рынке товарного чугуна продолжается пауза. Украинские компании в последнее время практически не предлагают эту продукцию на экспорт, а российские и бразильские поставщики стараются переждать неблагоприятные времена. Неясная обстановка на турецком рынке металлолома и удешевление лома в Европе и США делают пока невозможным увеличение стоимости чугуна, а к новым уступкам его поставщики не готовы.
В то же время, спад наблюдается сейчас и на рынке железной руды. Правительство Китая подтвердило верность своей прежней экономической политике, направленной на снижение темпов роста. В 2015 году ВВП страны должен увеличиться на 7,0%, что представляет собой невообразимо высокий показатель для большинства стран мира, но для Китая он является минимальным более чем за четверть века. Власти КНР больше не видят возможностей ускоренного развития страны за счет наращивания экспорта и пока не усматривают необходимости в искусственном стимулировании потребительского и инвестиционного спроса.
В связи с этим спрос на прокат в Китае, судя по всему, и в этом году будет стагнировать или сокращаться, а выплавка стали должна прекратить рост. Тем более, что центральные власти намерены принять жесткие меры по снижению уровня загрязнения окружающей среды. Как раз в начале марта несколько металлургических предприятий в провинциях Шаньдун и Хэбэй с совокупной производительностью около 10 млн. т стали в год получили предписание о приостановке выпуска по экологическим мотивам.
При этом, оживление на китайском рынке стали ожидается не ранее второй половины марта, когда должен возрасти спрос на прокат строительного назначения в северных провинциях. Поэтому металлургические компании, в основном, ведут осторожную политику, а спрос на импортную железную руду в стране до сих пор не восстановился после новогодней паузы (18-24 февраля). Спотовые котировки на австралийский материал с 62% железа опустились до немногим более $60 за т CFR и, по мнению ряда специалистов, в ближайшее время могут оказаться ниже этой отметки.
В то же время, падение цен на руду должно ускорить процесс реструктуризации мировой железорудной отрасли. Хотя ведущие американские инвестиционные банки по-прежнему предсказывают наращивание избытка предложения ЖРС на глобальном рынке вплоть до 2018 года, Мировой банк выступил с новым прогнозом, подвергающим сомнению эту концепцию. По мнению Джона Баффса, старшего экономиста МБ, за счет ускоренного вывода из строя избыточных мощностей спрос и предложение на железорудном рынке могут снова придти в равновесие уже в течение 1-2 лет.
Просмотров: 91
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.