Прошедшая неделя выдалась не самой удачной для сырьевиков. Цены на нефть «брент» балансируют вблизи отметки $60 за баррель, железная руда, на короткое время поднявшаяся выше $70 за т CFR Китай, снова подешевела, установив новый минимум на текущий год. Только на рынке металлолома наблюдается повышение.
Рост цен на лом отмечался в середине декабря, прежде всего, в Турции. Местные производители стали согласились на подорожание в силу двух основных причин. Во-первых, в декабре в Турции возник некоторый дефицит металлолома. У многих компаний подошли к концу запасы сырья, а объем предложения оказался ограниченным. В Европе сборы металлолома сократились вследствие падения закупочных цен и сужения спроса со стороны производителей проката, а американские и российские трейдеры не были заинтересованы в экспортных поставках из-за более выгодных условий на внутренних рынках.
Во-вторых, в текущем месяце сдвинулись вверх котировки на региональном рынке длинномерного проката. В самой Турции металлургическим компаниям удалось компенсировать ослабление курса лиры по отношению к доллару благодаря активизации национальной строительной отрасли. К тому же, экспортеры рассчитывают на то, что после Нового года в Китае отменят частичный возврат НДС поставщикам проката, что вызовет его подорожание на $40-45 за т на внешних рынках и соответственно снизит конкурентоспособность китайских компаний.
В результате, если в начале второй декады декабря стоимость металлолома HMS № 1&2 (80:20) в Турции немного превышала $300 за т CFR, то на прошлой неделе ряд заключенных на этом рынке контрактов показал весьма существенный рост, правда, при значительном разбросе цен. Наиболее благоприятные для турецких металлургов условия предлагали российские компании, поставлявшие сырье с Балтики. Падение курса рубля по отношению к доллару позволило им установить котировки на уровне порядка $310 за т CFR и менее. В то же время, аналогичное сырье европейского и американского происхождения продавалось в интервале $310-320 за т CFR.
Судя по всему, в ближайшее время эти цены, как минимум, не понизятся. В США в январе ожидается повышение внутренних цен на металлолом в пределах $10 за т, на европейском рынке, по-видимому, не произойдет каких-либо изменений. По крайней мере, местные трейдеры полагают, что слабый спрос со стороны региональных металлургических предприятий будет компенсироваться относительно низкими сборами. Кроме того, спад в металлообработке и машиностроении в ЕС приводит к уменьшению поступлений нового промышленного лома.
Более сложной выглядит ситуация в самой Турции. Повышенный спрос на металлолом представляет собой краткосрочный феномен. Очевидно, с наступлением праздничного периода начнется пауза, которая может продлиться, как минимум, до второй половины января. При этом, курс турецкой лиры под влиянием падающего рубля также значительно понизился по отношению к доллару, так что металлурги теперь более чувствительны к росту долларовых котировок. Ситуация же на региональном рынке длинномерного проката в большой мере будет зависеть от действий китайского правительства. Если отмены возврата НДС не произойдет, цены резко качнутся вниз, вызвав удешевление лома и полуфабрикатов.
В Восточной Азии обстановка на рынке металлолома более стабильная. Японские компании понизили экспортные котировки на материал Н2 от 29 тыс. иен за т FOB в первой половине декабря до 28 тыс. иен за т, но в долларовом эквиваленте цена практически не изменилась из-за укрепления иены по отношению к доллару. В самой Японии лом продолжает дешеветь. Национальная экономика заканчивает год на спаде, поэтому уровень спроса на прокат в стране и, соответственно, на металлолом оставляет желать лучшего.
Пока что уступать не хотят ни поставщики лома, ни его покупатели. Американские компании по-прежнему котируют лом HMS № 1 для Кореи на уровне около $305 за т CFR, а HMS № 1&2 (80:20) для Тайваня — немногим выше $290 за т CFR. Встречные предложения поступают, как минимум, на $5 за т ниже. В то же время, металлурги в обеих странах понемногу приобретают лом из Японии и России. Котировки на российский 3А составляют около $300 за т CFR на Тайване и менее $295 за т CFR в Корее.
Несмотря на стабильность металлолома цены на товарный чугун продолжают падение. Правда, вызвано это, главным образом, последними событиями в России и Украине. Российские компании вследствие удешевления чугуна на внутреннем рынке в начале текущего месяца и в связи с обвалом рубля переориентируются на экспорт, стимулируя продажи за счет низких цен. Благодаря уменьшению стоимости продукции на $25-30 за т по сравнению с началом декабря, до $330-340 за т FOB, им удалось заключить ряд контрактов с европейскими, турецкими и американскими клиентами с поставкой в первом квартале.
Украинский товарный чугун предлагается на экспорт по $320-330 за т FOB, но в небольших количествах. ДМК им.Дзержинского сообщил, что переправляет весь материал на завод Huta Czestochowa в Польше, куда переносятся заказы на толстолистовую сталь, ранее выпускавшуюся Алчевским меткомбинатом, а на предприятиях «Метинвеста» упор делается на выпуск стальной продукции. Кроме того, многие покупатели не решаются заключать соглашения с украинскими заводами, опасаясь возможного перебоя с поставками, например, вследствие веерных отключений электроэнергии.
На спотовом рынке железной руды — очередное падение. Котировки на австралийский материал с 62% железа, ненадолго приподнявшись выше $70 за т CFR Китай, опять пошли вниз, опустившись до менее $68 за т CFR — впервые в текущем году. Впрочем, одновременно и тарифы на фрахт упали до самого низкого уровня за последние пять лет — до около $5-6 за т при поставках австралийской руды в Китай. Так что, с точки зрения ведущих железорудных компаний текущая ситуация еще вполне терпимая, хотя мелкие производители уже начинают уходить с рынка и замораживать свои проекты, а австралийская Fortescue Metals Group (FMG), четвертый по величине поставщик ЖРС в мире, объявила о возможности продажи активов с целью уменьшения высокой задолженности.
Большинство аналитиков на рынке руды настроены пессимистично, ожидая продолжение спада до $60-65 за т CFR. Видимый спрос на сырье в Китае сужается вследствие сезонного сокращения потребления стали в стране, а также понижения внутренних котировок на прокат. Кроме того, над рынком буквально нависает дамокловым мечом возможная отмена экспортного НДС. По подсчетам китайских специалистов, прекращение действия льгот для металлургов приведет к уменьшению экспорта, как минимум, на 5 млн. т в годовом эквиваленте и соответствующему сужению спроса на руду.
Правда, эта неблагоприятная для поставщиков тенденция может быть компенсирована дальнейшим расширением китайского импорта ЖРС из-за падения внутреннего производства. В ноябре в КНР было добыто 128,2 млн. т «сырой» руды, что на 7,5% меньше, чем в тот же месяц прошлого года. Всего за январь-ноябрь объем добычи составил 1386 млн. т, что всего на 4,8% превышает показатель годичной давности. В то же время, импорт за это время увеличился на 13,4%, до 846 млн. т.
Как сообщают китайские источники, многие металлургические компании, чьи заводы расположены недалеко от портов, используют сейчас 90-100% импортной руды, тогда как ранее эта доля составляла 60-70%. Местное сырье, как правило, хуже по качеству и дороже, поэтому китайские ГОКи не выдерживают конкуренции. По оценкам Джимми Уилсона, президента железорудного подразделения австралийской компании BHP Billiton, третьего по величине производителя и экспортера ЖРС в мире, в 2014 году в Китае будет произведено около 240-250 млн. т сырья в пересчете на 62%-ный концентрат против около 300 млн. т в 2013 году, а на будущий год этот показатель сократится до около 200 млн. т. Вследствие этого Китай продолжит увеличивать импорт руды несмотря на падение темпов роста выплавки стали до 1-2%.
Интересно, что в первой половине декабря BHP Billiton отправила в Китай миллиардную тонну руды. Компания начала поставки в КНР из Австралии в 1973 году. Ей понадобилось почти 30 лет, чтобы отправить по назначению первые 100 млн. т сырья, а следующие 900 млн. т были поставлены в течение всего 12 лет.
Как говорит Джимми Уилсон, уход с рынка наиболее затратных производителей позволит в 2015 году стабилизировать цены на руду в промежутке $70-80 за т CFR Китай. Однако возвращения на уровень $100 за т не произойдет — как минимум, в ближайшие несколько лет.
Просмотров: 138
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.