Избыточные мощности – главная проблема металлургической отрасли

Андрей Лаптев, начальник управления корпоративной стратегии ОАО "Северсталь" о проблеме избыточных мощностей в мировой сталелитейной отрасли. 

«Головная боль» металлургов

По этому поводу недавно довелось услышать блестящее выступление коллеги из McKinsey, Сигурда Мареельса, на конференции мировой ассоциации стали в Сан Пауло. В своем выступлении Сигурд говорил о том, что в настоящее время стальная отрасль находится в особенно непростом положении по сравнению с другими сырьевыми рынками. Например, для отрасли характерна в целом довольно плоская кривая издержек (т.е. «запас прочности» производителей с низкими затратами по сравнению с маржинальными игроками не так велик), что обуславливает более низкий потенциал прибыльности для отрасли в целом. На рынке железной руды, напротив, максимальные издержки производителей составляют около $110-120 на тонну (ex mine), а минимальные находятся на уровне около $20/т (то есть отличаются не на десятки процентов, как в стали, а в разы. Но главная проблема мировой стальной отрасли на сегодняшний день – это, конечно, избыточные мощности.

Сколько мощностей считать лишними?

Существуют различные подходы к оценке объема избыточных мощностей. В своем исследовании для OECD McKinsey говорят о 450 млн. тонн избыточных мощностей в мире. По данным Worldsteel, средняя загрузка мировых сталелитейных мощностей за 9 месяцев этого года составила 78.5%. То есть около 20-25% мировых мощностей не участвуют в производстве (общий объем существующих на рынке мощностей, по оценкам – более 2,100 млн. тонн!). При этом стоит отметить, что номинально избыточные мощности присутствуют всегда, так как на производстве постоянно проводятся ремонты, есть сезонные колебания спроса, а учет закрытия мощностей происходит с запаздыванием из-за особенностей сбора статистики. Таким образом, примерно 10% мощностей можно считать «естественным» уровнем избыточных мощностей. Но цифра в 20-25% крайне велика. Фактически это означает, что мы как отрасль (и, соответственно, национальные экономики стран-производителей) непроизводительно тратим огромные ресурсы сначала на строительство, а затем на поддержание огромных ненужных мощностей. Это, в свою очередь, ведет к тому, что акционеры не зарабатывают адекватного возврата на капитал, а отрасль в целом перестает генерировать прибыль. Кроме того, на строительство этих мощностей были затрачены ценные человеческие и природные ресурсы, которые можно было бы использовать с большей пользой и для экономики, и для устойчивого развития экосферы. При этом накопленные избыточные мощности не только экономически невыгодны, но и, зачастую, не соответствуют и экологическим нормам, и даже требованиям стандартов безопасности.

Сигурд привел такой пример: в последние три года совокупный свободный денежный поток в стальной отрасли был отрицательным, а сегодня 2/3 стальных компаний генерируют отрицательный свободный денежный поток. Причина – низкая доходность и слишком большие затраты на инвестиции (в том числе в те же новые мощности), которые в конечном итоге не будут восприняты рынком.

Поиски выхода из ситуации

Последним рынком со значительным незадействованным потенциалом роста спроса на сталь остается Юго-Восточная Азия (конечно, есть еще Африке с очень низкой базой, но она начнет оказывать значительное влияние на рынки стали, скорее всего, только в следующем десятилетии). Регион уже является крупным импортером стали и потребление в нем растет хорошими темпами (по данным Worldsteel +6% в 2011 и 12% в 2012). Необходимо полностью реализовать потенциал это рынка как зоны спроса для простаивающих мощностей в Восточной Азии (прежде всего Китай, Япония). Этот потенциал может быть потерян, если в регионе сделают то же, что до них делали в других зонах быстрого роста в периоды бума спроса- построят еще 100 млн. тонн «своих» стальных мощностей . При этом в регионе нет каких-либо преимуществ с точки зрения производства стали: практически нет собственного сырья и довольно дорогие энергоресурсы, а импорт, наоборот, очень дешевый так как почти все страны имеют отличный выход к морю и развитые порты.

Основной вывод McKinsey - выход из текущего непростого положения для отрасли заключается в прекращении трат на ненужный CAPEX и фокусе на оздоровление отрасли и ее консолидацию, в том числе через СП и стратегические альянсы с целью оптимизации мощностей (по примеру авиакомпаний).

Объединиться для решения проблемы

Выступление г-на Мареельса вызвало бурную дискуссию у делегатов конференции: в частности, звучали высказывания о том, что ситуация должна улучшиться сама за счет «невидимой руки рынка» и саморегулирующихся рыночных механизмов. Также звучали мнения о том, что отрасли просто не хватает предпринимательской жилки: о том, что отрасль обречена, говорили и пять, и пятнадцать лет назад, но при этом хорошо управляемые компании, в которых есть предпринимательский дух, несмотря на это продолжают преуспевать. В ответ Сигурд говорил о том, что, с одной стороны, этот аргумент верен - в стальной отрасли отдельные компании тоже могут добиваться успехов. Но с другой стороны, реальная дифференциация по уникальности и качеству продукции возможна только для 20% компаний, в то время как судьба остальных 80% определяется скорее структурными факторами. Как показывает исторический опыт как сталелитейной, так и других отраслей – находить выход из критической для отрасли ситуации зачастую очень сложно без консолидированных усилий со стороны всех заинтересованных участников, в том числе на государственном уровне.

Источник: официальная страница компании «Северсталь» в Facebook, проект «Колонка стратега»

Просмотров: 932
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

27 декабря 2013 г.

Комментарии


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.