Основное и инструментальное производства
С. Смелов
После продуктивного старта системы в январе 2006 г. (MM, SD, PP, CO, FI) и последовавшей затем стабилизации работы продолжается дальнейшее развитие функциональности в области логистики и финансов (в соответствии с методологией Acselerated SAP). В 2006 г. была настроена и протестирована функциональность планирования потребностей в материалах по текущим запасам в режиме онлайн для основного производства. Теперь руководство БелЗАНа может оценивать состояние запасов не только на входящем и выходящем складах цеха, но и запасы внутри механических цехов. Теперь в системе учитываются также и реальные запасы металла в цехах (вследствие регистрации в системе первой операции, которая подтверждает списание металла в производство). Сейчас можно просчитать изменения потребности в зависимости от корректировки производственных планов, которые рассчитываются исходя из портфелей сбытовых заказов, в любое время в режиме онлайн.
Один из масштабных подпроектов, реализованных в основном производстве, — это функциональность сменно-суточного задания. Внедрение сменно-суточного задания позволило БелЗАНу планировать производство не только в разрезе месяца, но и в разрезе суток. В основе сменно-суточного задания лежит месячный календарный план производства, но благодаря этой новой возможности производственные задания на каждую смену выдаются из системы SAP ERP в разрезе каждого станка. В конце каждого дня из системы выдается отчет о выпущенной продукции и планируется, какая номенклатура, в каком количестве и на каком рабочем месте будет производиться завтра.
В 2007 г. был запущен в промышленную эксплуатацию крупный проект «Инструментальное производство». БелЗАН — предприятие с очень большим номенклатурным справочником (только готовых изделий основного производства — несколько тысяч, а полуфабрикатов — десятки тысяч). Для каждого изделия необходим свой комплект инструментов, выпуск которых БелЗАН осуществляет сам.
В отличие от основного крупносерийного производства, инструментальное направление на БелЗАНе мелкосерийное. Здесь присутствует определенная специфика с точки зрения снабжения (дорогостоящее сырье). Но основная проблема, которую пришлось решать, — это огромная номенклатура (сотни тысяч изделий, включая полуфабрикаты). В рамках проекта были созданы основные данные, которых раньше не было, и на сегодняшний день управление инструментальным производством идет в системе SAP ERP (закупка сырья и готового инструмента, производство, складирование, отпуск в основное производство, планирование потребностей материалов, сбыт на сторону, учет затрат, расчет фактической себестоимости и пр.).
Также разработана функциональность автоматического заказа инструментов для основного производства, то есть уже выполнена интеграция основного производства с инструментальным. Таким образом, мы разработали систему, в которой каждый начальник производственного цеха может видеть, какой инструмент и в каком количестве ему необходим для выполнения плана. И если есть нехватка в каком-либо инструменте, то путем нажатия одной кнопки формируется заявка в инструментальное производство, на основании которой инструментальщики корректируют план по выпуску своей продукции.
Каждый инструмент имеет свой ограниченный ресурс (стойкость), который необходимо постоянно актуализировать, поэтому мы разработали программу по расчету стойкости инструмента. В ней ведется учет использованного инструмента и изготовленной этим инструментом продукции за определенный период времени (мы, в частности, взяли период — 3 месяца), и на основании этих данных идет расчет плановой и фактической стойкости инструмента.
Существуют два основных документа: маршрутно-сопроводительная карта (с технологическими операциями) и ведомость потребности инструмента, и мы в любое время можем посмотреть, сколько и каких материалов и заготовок требуется для изготовления того или иного инструмента. И также в любое время начальник цеха может посмотреть, какая технология необходима для изготовления каждого конкретного инструмента.
В 2006 и 2007 гг. внедрена функциональность WMS (управление складом) на складе готового инструмента и на складе металла. Теперь на них организован поячеечный учет хранящихся там материалов. Все движения внутри склада документируются и сохраняются в истории.
Благодаря внедренной системе SAP ERP БелЗАНу удалось успешно сертифицироваться на соответствие жесткому стандарту ИСО/ТУ 16949, а это, в свою очередь, помогает заводу существенно расширить сбытовой портфель за счет более требовательных заказчиков.
Контроллинг
Г. Суворов
В рамках развития системы контроллинга в течение прошедшего года реализована значительно более сложная схема элементов затрат, на основе которой формируется управленческая отчетность для целей планово-экономических служб. Теперь стоимость каждой единицы собственной продукции (находящейся на складе, реализованной или использованной) можно посмотреть в разрезе элементов затрат, то есть в разрезе стоимости основных материалов, заработной платы, амортизации и т.д. Данный механизм позволяет получать еще более детальную информацию для принятия управленческих решений.
Еще одно новшество, внедренное за последний год, касается реализации попередельного учета затрат и формирования себестоимости продукции инструментального производства (а это с учетом полуфабрикатов более 230 тыс. наименований, по которым определяется фактическая стоимость запасов, себестоимость реализованной и использованной при производстве основной продукции). Учет продукции инструментального производства также ведется в разрезе элементов затрат. Реализация учета затрат в инструментальном производстве позволила точнее формировать себестоимость готовой продукции основного производства с учетом фактической себестоимости инструмента, использованного в производстве. До реализации такого учета расчет выполнялся «котловым» способом.
Помимо этого был реализован налоговый учет согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ и ПБУ 18/02. Средствами SAP была реализована модель самостоятельного налогового учета, в которой налоговые регистры формируются на первичных документах бухгалтерского и налогового учета. При реализации налогового учета использовался пооперационный с учетом возникающих разниц. Применение системы SAP значительно упростило сбор и выверку данных, определение фактического налога на прибыль с учетом требований ПБУ 18/02 и автоматическое формирование налоговой декларации установленного образца. Ведение детального учета затрат позволило детализировать и налоговый учет. Теперь учет прямых расходов, входящих в состав себестоимости реализованной основной продукции, ведется исходя из состава затрат по каждой номенклатуре, а не валовым методом пропорционально объемам, как это было ранее.
В рамках проекта также была реализована функциональность SAP: Управление бюджетом. С использованием данной функциональности реализован бюджет движения денежных средств для финансовых служб. Благодаря данному решению появилась возможность оперативно контролировать и прогнозировать денежные потоки по предприятию. Был реализован механизм формирования оперативного контроля БДДС по ежедневным утвержденным заявкам на платеж — оперативный бюджет, а в конце отчетного периода — формирование фактического БДДС с учетом фактического использования денежных средств.
Планы развития
«Следующими шагами, — отмечает директор компании ООО «АСАП Консалтинг» В. Воробьев, — намечена реализация таких проектов, как развитие модулей «Планирование и бюджетирование», «Ремонты», «Учет основных средств», «Работы по автоматизации станкостроительного производства», и др.».