информационные технологии в металлургии
"Металлоснабжение и сбыт",  октябрь (2009)

Техобслуживание и ремонты оборудования: России есть к чему стремиться




Исследование на тему применения в российской промышленности новых методов управления основными производственными фондами (Enterprise Assets Management, ЕАМ), а также техническим обслуживанием и ремонтами оборудования (ТОРО), проведенное недавно компанией IBS, выявило серьезное отставание России от Запада.

Как сообщил руководитель аналитической группы IBS А. Баринов, в ходе исследования были проинтервьюированы 350 технических (главные механики и инженеры) и финансовых руководителей более чем 200 крупнейших компаний различных отраслей промышленности России, в том числе 43 технических и 54 финансовых менеджера металлургической отрасли.
Первый вывод заключается в том, что лишь меньшинство респондентов (около 30%) используют информационные технологии в процессах управления. Таким образом, качество этих бизнес-процессов находится на весьма низком уровне: на большинстве предприятий они просто не автоматизированы.
Вторым ключевым выводом, по словам А. Баринова, стало то, что, хотя большинство руководителей считают тему ремонтов и поддержания основных фондов важной, системно решением этой проблемы почти никто не занимается. Основными причинами этого являются слабая мотивация менеджеров к обеспечению эффективности, низкий уровень знаний о возможностях ИТ-решений в сфере ЕАМ и ТОРО, неготовность оценивать текущие потери и потенциальный эффект от внедрения новых технологий.
Вместе с тем менеджмент предприятий, уже внедривших системы управления EAM и ТОРО, признает реальную отдачу от автоматизации этих сфер деятельности. Как показал опрос, преимущества ощутили прежде всего финансовые руководители: 91% из них отметили, что система позволила снизить расходы на техобслуживание и ремонты. А главными источниками снижения затрат названы оптимизация работ и снижение запасов запчастей (65% респондентов).
Сравнивая ситуацию в России и на Западе, А. Баринов отметил: «В индустриально развитых странах экономический эффект от внедрения современных технологий в сфере EAM и ТОРО давно признан очевидным. По данным зарубежных аналитических агентств, при внедрении подобных систем предприятия преследуют цели ускорения возврата инвестиций в активы, снижения рисков от выхода из строя критически важных активов, энергосбережения, повышения качества обслуживания сложного оборудования. Отмечаются такие эффекты, как снижение периодов простоя оборудования, рост производительности ремонтных работ, сокращение складских запасов, уменьшение числа случаев аварийных работ. Например, затраты на обслуживание оборудования сокращаются на 25—30%».
Еще одним важным выводом, сделанным в результате исследования, стало выявление степени проникновения решений ЕАМ/ТОРО в разные отрасли российской экономики. Оно, как оказалось, неравномерно: в цветной металлургии около 45% крупных предприятий используют такие системы (как правило, модуль ERP-системы, реже — специализированное решение), в черной металлургии ситуация еще более плачевная — менее 20%, тогда как в нефтегазовой отрасли таковых около 50%.
По мнению экспертов IBS, очевидно, у руководителей предприятий пока недостаточно стимулов для внимательного подхода к управлению этими бизнес-процессами, но с ростом конкуренции борьба за повышение производительности труда, капиталоемкость и энергоемкость активизируется. А позитивным итогом исследования является тот факт, что компании, автоматизировавшие процессы управления основными фондами, техобслуживанием и ремонтами, быстро осознают значимость полученных экономических эффектов.

Полностью с исследованием IBS можно ознакомиться на прилагаемом диске


В печатной версии страница №60  | Количество просмотров: 2812  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить