Сегодня тема выделения ИТ-активов, управления ИТ-активами, сокращения расходов на ИТ очень актуальна. Возглавляя в компании OXS подразделение, которое занимается бизнес-консалтингом и отвечает на вопросы «Что и сколько стоит?» и «Когда будет?», я чаще всего сталкивался с тезисом о том, что для большинства крупных промышленных предприятий ИТ — актив непрофильный. Соответственно, большинство руководителей, с которыми нам доводилось разговаривать, придерживались мнения, что для сокращения расходов по этому непрофильному активу необходимо выделить бóльшую его часть в какую-то дочернюю организацию или каким-то образом реструктуризировать.
Как определить, готово ли предприятие к выводу на аутсорсинг ИТ-сервисов?
Выделять ИТ-департамент в отдельную сервисную компанию можно на определенной стадии зрелости данной структуры. Эти критерии вполне очевидны. Во-первых, план инвестиций должен строго соответствовать целям, которые стоят в бизнес-стратегии. Руководство ИТ-службы должно соответствовать всему новому, что есть в настоящее время на рынке, быть в курсе последних тенденций и передовых технологий. Кроме того, необходимо четко формализовать процессы, начиная от предоставления доступа к электронной почте и заканчивая регламентом внесения изменений в программное обеспечение.
Во-вторых, существующий портфель программного обеспечения должен функционировать. Не имеет смысла передавать ИТ на аутсорсинг, если на предприятии что-то не работает либо не внедрено. И если ИТ-службу решено выводить в отдельный бизнес, необходимо понимать, что за это нужно платить.
Что может обеспечить эффективный вывод ИТ на аутсорсинг?
Выделение актива — вопрос готовности предприятия в целом и подразделения в частности. Так, если при работе ИТ-службы предприятия возникает большое количество проблем, то выделение актива не сможет решить исключительно производственные проблемы данного ИТ-подразделения.
Например, из нашего опыта общения с заказчиками можно выделить ряд актуальных проблем. Одна из них: «Как ИТ обеспечивают решение стратегических задач предприятия?». Многие руководители говорят: «А зачем нам что-то внедрять, у нас и так много систем, надо попробовать что-то сделать с ними, а уже потом думать о чем-то другом». Таким образом, тактические задачи исполняются медленно, расходы на ИТ велики, отдача не очевидна или не отвечает тем технико-экономическим обоснованиям, которые есть. Для того чтобы преодолеть эти трудности, нужна стратегия. Во-первых, стратегия бизнеса, которая будет определять, что является для предприятия профильным активом, а что — нет. Во-вторых, стратегия ИТ, которая будет четко показывать, каким образом ИТ смогут поддерживать бизнес-цели.
Основная задача эффективных ИТ — в прозрачности структуры, ориентированной на поддержку бизнеса. Например, компания собирается выйти на IPO. Чем ИТ могут помочь? При существующих методиках можно предсказать, каким образом пройдет капитализация и что нужно сделать, чтобы ИТ-департамент внес свой вклад в развитие компании, а акционеры, собственники могли это четко отследить. Эффективность исполнения тактических задач также очень важна, так как в противном случае все наши планы останутся совершенно нереализованными.
Не секрет, что продуманная, четко организованная ИТ-архитектура способна существенно сократить затраты, поэтому проект стоит заранее спланировать, оценить целевые выгоды, риски, просчитать затраты. Понятно, что ИТ находятся в постоянном развитии, появляются все более и более продвинутые технологии, но, тем не менее, если вы сразу заложите механизм актуализации стратегии, то сможете четко следовать заданной цели.
Подводя итог, необходимо сказать, что выведение активов — это очень эффективный инструмент для поддержания жизнеспособности предприятия. Но нужно четко понимать факторы, влияющие на принятие такого решения, и оценивать возможные риски. Одним из инструментов анализа рисков является ИТ-стратегия, с которой и надо начинать.