MCC 2025 № 12

слябов, горяче- и холоднокатаного проката и, наконец, нанесения покрытия. Так как эта процедура, очевидно, будет сложной и дорогостоящей, а повторять ее придется каждый год, Европейская комиссия предлагает альтернативный вариант. В нем дается «обобщенная» оценка удельных выбросов для каждой отдельной страны, которая, правда, будет сильно завышенной. Например, для индийских производителей горячекатаного проката она будет равняться 4,27 т CO2 на тонну продукции, хотя сами индийцы оценивают свой средний уровень выбросов всего в 2,3 т CO2 на тонну. В настоящее время стоимость разрешения на выбросы углекислого газа в Евросоюзе составляет порядка €80 за тонну. Консалтинговая компания McCloskey рассчитала «обобщенный» уровень углеродных тарифов для различных стран. Так, по ее оценкам, для индонезийских поставщиков слябов и горячекатаных рулонов он будет самым высоким — €540 за тонну, для индийских — €223, для алжирских компаний — €160 за тонну горячекатаного проката и арматуры. С другой стороны, минимальные тарифы в размере €9 за тонну указываются для слябов, произведенных бразильскими металлургическими комбинатами. Согласно оценкам McCloskey, меткомбинаты будут платить наименее высокие тарифы. Для Китая, Южной Кореи, Ирана, Тайваня, Турции, Украины и Японии ставка будет составлять €13—48 за тонну, для Вьетнама и Великобритании — около €70. Для заводов с DRI она будет примерно на €40—50 за тонну выше, а для мини-заводов из таких стран, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Турция, Великобритания и Вьетнам, она достигнет €110—170 за тонну. Все эти данные и расчеты являются предварительными. Окончательные формулы, возможно, будут опубликованы не ранее марта—апреля 2026 г. Но так или иначе, такой избирательный подход к углеродным тарифам, да еще с учетом новых импортных квот с 1 июля может привести к очень существенному сокращению европейского импорта стальной продукции. Если Еврокомиссия оставит без изменений свои национальные оценки эмиссии (хотя, возможно, они будут откорректированы в процессе переговоров), с регионального рынка будут вынуждены полностью уйти индийские и индонезийские компании. Между тем, за первые три квартала 2025 г. из Индии и Индонезии поступило в Евросоюз по 1,43 млн т проката (без полуфабрикатов). В совокупности это почти 14,5% европейского импорта. Еще 1,7% пришлось на Алжир. Турция и Южная Корея смогут продолжать поставки листового проката, так как углеродные тарифы на продукцию их металлургических комбинатов будут низкими (€13 и €43 за тонну соответственно). Но для обеих стран сильно урезаются квоты. Турция, по оценкам консалтинговой компании MEPS, может потерять порядка 60% своего экспорта стали в Евросоюз, а Южная Корея — более 30%. Очень сильно проиграет Великобритания. Как оказалось, компания Tata Steel совершенно зря остановила доменные печи на комбинате Port Talbot, решив построить вместо них две электродуговые печи. По предложенной схеме, после их запуска ей придется платить углеродные тарифы в размере €167 за тонну, а так было бы только €71. Вообще, разноуровневые углеродные тарифы должны существенно изменить структуру европейского импорта стали. В относительно благоприятных условиях, как ни странно, окажутся китайские металлургические комбинаты (€21 за тонну для слябов и горячекатаного проката). Бразилия вообще может полностью переориентироваться на европейский рынок полуфабрикатов. Если бы не санкции, мог бы возобновить поставки слябов Иран (€37 за тонну). Вполне приемлемые условия для Японии и Украины. Но тут надо учитывать еще и квоты, а также действующие в Евросоюзе антидемпинговые пошлины. До прояснения вопроса с индивидуальными страновыми квотами и углеродными тарифами оценить реальные изменения пока не представляется возможным. Кроме того, пока не ясно, будет ли Еврокомиссия ограничивать импорт металлоизделий (метизов, металлоконструкций, компонентов и др.), как это сделали США, включив их в стальные тарифы. Но, скорее всего, европейский импорт стали в 2027 г. может упасть гораздо больше, чем на 10 млн т по сравнению с 2024 г. А компаниям из Турции, Индии, Индонезии, Вьетнама и других стран придется искать новые рынки сбыта. Это приведет к ужесточению конкурентной борьбы на мировом рынке стальной продукции. Очевидно, наступающий 2026 г. будет в этом отношении очень турбулентным. Крупнейшие поставщики готовой стальной продукции в Еросоюз, тыс. т Страна 2022 г. 2023 г. 2024 г. Средний экспорт за 2022—2024 гг. 2025 г., 9 месяцев Турция 4158,8 2187,3 3834 3393,4 3574,8 Южная Корея 2788,4 3706,5 3118,4 3204,4 2371,3 Индия 2472,9 2752,5 3111,7 2779 1434,5 Китай 2162,4 2144,4 1845,5 2050,8 1621,7 Вьетнам 1465,4 2084,6 2590,4 2046,8 1355,4 Тайвань 1794 2197,8 2047,7 2013,2 1242 Великобритания 1689,7 1596,9 1348,4 1545 981,1 Япония 1444,9 1752,6 1392,6 1530 541 Украина 1262,7 1168,5 1676,6 1369,3 1580,2 Индонезия 603,8 750,7 673,2 675,9 1428,3 Сербия 760 635,1 629 674,7 525,8 Швейцария 523,6 413,5 454,7 463,9 291,6 Бразилия 700,5 263,9 156,9 373,8 81,3 Алжир 404,6 357,6 272,1 344,8 342,3 Норвегия 358,6 322,6 337,4 339,5 229 Всего 27 086,9 24 781,4 26 326,2 26 064,8 19 886,6 WWW.METALINFO.RU 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=