поставки 26 категорий стальной продукции, с 1 июля 2026 г. уменьшится на 47% по сравнению с 2024 г. и составит около 18,3 млн т. Это будет примерно соответствовать уровню 2013 г. Пошлины на продукцию сверх квоты предлагается повысить с 25 до 50%, что заставит поставщиков удвоить осторожность, чтобы не превысить лимит. Годовые квоты будут, как и сейчас, делиться на четыре квартальные. Переноса неиспользованных квот на следующий квартал не допускается. Поставки сверх общего лимита могут совершать только производители из Норвегии (а также Исландии и Лихтенштейна, но там нет своих металлургических мощностей). Как заявляет Европейская комиссия, для некоторых стран по отдельным категориям стальной продукции, где их доля в импорте превышает 5%, будут выделяться индивидуальные квартальные квоты. Их размер будет зависеть от средних объемов поставок в 2022—2024 гг., но также частично определяться путем переговоров. Отдельно указывается, что гарантированные квоты в рамках общих объемов получит Украина. Для стран, относящихся к «прочим поставщикам», сохраняется лимит в 13% от общих квот на импорт горячекатаного проката, арматуры, катанки и некоторых других категорий. Самая большая квота — 5,2 млн т в год — выделяется на импорт горячекатаного проката, но это на 3,6 млн т меньше, чем в 2024 г. Совокупный лимит для оцинкованной стали, разделенной на две подкатегории (автолист и прочее), составит 2,86 млн т, что на 1,8 млн т уступит показателю 2024 г. Также в страны Евросоюза можно будет за год поставить 1,57 млн т катанки, 1,54 млн т холоднокатаного проката и 1,197 млн т толстого листа. Все это на сотни тысяч тонн в год меньше, чем ранее. В целом введение новых урезанных квот должно сократить европейский импорт стальной продукции примерно на 10 млн т по сравнению с 2024 г. Но тут вступает в игру второй уровень — углеродные тарифы, которые начнут действовать с 1 января 2026 г. В середине ноября Европейская комиссия неофициально распространила среди участников регионального рынка стали проект расчета углеродных тарифов, которые должны вступить в силу с 1 января 2026 г. Формула основана на том, что для каждого из основных видов стальной продукции (полуфабрикаты, сортовой прокат, горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный прокат) на основе лучших отраслевых практик рассчитывается «базовый» объем эмиссии углекислого газа на тонну произведенной продукции. При этом указываются отдельные базовые показатели для металлургических комбинатов и электросталеплавильных предприятий, использующих в качестве сырья восстановленное железо (DRI/HBI), и мини-заводов, работающих на металлоломе. В частности, для металлургических комбинатов «база» для полуфабрикатов и сортового проката составляет 1,52 т CO2 на тонну стальной продукции, для тонко- и толстолистового горячекатаного проката — 1,53 т, а для холоднокатаного проката и оцинковки —1,641 и 1,692 т соответственно. Для предприятий, использующих DRI, эти показатели варьируются от 1,023 до 1,175 т, а для мини-заводов на металлоломе — от 0,279 до 0,4 т. Каждый год эти показатели будут уменьшаться. В 2026 г. они будут рассчитываться с понижающим коэффициентом 0,975, а к 2034 г. сократятся до нуля. Поэтому импортерам придется оплачивать все выбросы углекислого газа. Впрочем, такой же подход будет применяться и к европейским производителям стали, у которых затраты аналогично возрастут. Импортер должен приобрести разрешения на выбросы углекислого газа, образовавшиеся при изготовлении стальной продукции, поступающей на европейский рынок, на разницу между «базовой» и реальной эмиссией. Однако «засада» здесь заключается в том, что иностранному поставщику необходимо будет предоставить верифицированные совокупные данные об эмиссии углекислого газа на каждой стадии производственного процесса. Так, при поставке оцинкованной стали ему придется получать (от сертифицированной в Евросоюзе структуры) заверенные данные о выбросах в процессе производства кокса, агломерата, окатышей, чугуна, 108 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • ДЕКАБРЬ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=