MCC 2025 № 11

Преимущества международной кооперации В международной торговле стальной продукцией полуфабрикаты традиционно играли важную роль. С начала XXI в. мировой экспорт заготовки, слябов и блюмов практически не опускался ниже 50 млн т в год, а в отдельные годы превышал 60 млн т (рис. 1). Более массово за пределами национальных границ продается только горячекатаный прокат. Исторически экспорт квадратной заготовки и слябов осуществлялся в рамках различных экономических моделей. Заготовку часто приобретали прокатные предприятия, расположенные в небольших развивающихся странах. Там спрос на арматуру и катанку был не настолько значительным, чтобы создавать большие интегрированные металлургические предприятия. Проще и дешевле было установить нагревательную печь и пару арматурных станов производительностью 20 тыс. т в месяц. Поэтому рынок заготовки всегда был диверсифицированным, со множеством продавцов и покупателей. Потребители товарных слябов делились на две основные группы. Первая — крупные заводы, сознательно отказывающиеся от сложного и капиталоемкого доменно-конвертерного производства, чтобы загружать свои станы горячей прокатки полуфабрикатами. Вторая модель получила наибольшее распространение в Западной Европе. Там появилось достаточно много сравнительно небольших предприятий (часто с мощностью до 1 млн т в год), выпускающих более специализированную продукцию, например, толстый лист. Но в целом крупных и регулярных покупателей слябов немного, и все они наперечет. Ключевым фактором, обусловившим возможность такой международной кооперации, является разница в себестоимости выплавки стали. Как правило, ведущими экспортерами полуфабрикатов выступают страны, чьи металлургические компании имеют доступ к обильным и относительно недорогим сырьевым ресурсам (прежде всего, железной руде и металлолому), а также могут сравнительно мало платить за энергию. Импортеры же зачастую испытывают проблемы и с тем, и с другим. Интересно, что за последние 15—20 лет наиболее рентабельным видом деятельности в горно-металлургическом комплексе была добыча высококачественной железной руды, не требующей дорогостоящего обогащения. А производство товарных полуфабрикатов в этом плане часто оказывалось более выгодным, чем выпуск готового проката. Во всяком случае стоимость российской заготовки на FOB как минимум с 2010 г. в среднем составляет около 80% от цены арматуры в Турции. А экспортные котировки слябов достигают 85—90% от уровня горячекатаного проката. Еще одним немаловажным аспектом является недостаточный спрос на готовую стальную продукцию во многих странах — экспортерах полуфабрикатов. Когда мощности в избытке, излишки надо отправлять на экспорт. Однако рынки проката более закрыты и подвержены риску введения антидемпинговых и защитных пошлин. В то же время импорт полуфабрикатов до недавнего времени, как правило, не ограничивался. В начале XXI в. в Бразилии, занимающей второе место в мире по объему добычи железной руды, даже появились предприятия, специализирующиеся на производстве товарных слябов. Они экспортировались в Европу, США и даже Южную Корею. Разница в стоимости стальной продукции в различных странах даже позволяла осуществлять поставки слябов из Великобритании на прокатный завод в Таиланде. Широкое распространение получили также внутрикорпоративные международные поставки слябов. Российские компании активно использовали такую модель в отношении своих зарубежных активов, а в Группе НЛМК она до сих пор остается частью бизнесстратегии. За рубежом такие связи практиковали, например, ArcelorMittal, южнокорейская Dongkuk Steel Mill. Неудачный опыт в этом направлении имела германская ThyssenKrupp. Подобное разделение труда не получило повсеместного распространения по ряду причин. Так, в середине 2000-х годов на мировом рынке резко подорожала железная руда из-за стремительного роста китайского импорта. При этом повышение внутренних цен на ЖРС произошло даже в странах-экспортерах, таких как Бразилия. Обнаружились и другие «подводные камни». С этой проблемой столкнулась германская ThyssenKrupp. В 2010 г. компания построила Бразилии слябовый завод CSA, предназначенный для снабжения полуфабрикатами прокатного завода Calvert в США. Однако немцы решили сэкономить, доверив строительство китайской компании, которая сдала объект с многочисленными недоделками. ThyssenKrupp также сэкономила на очистных сооружениях, а затем с удивлением обнаружила, что в Бразилии экологическое законодательство может быть столь же строгим, как в Европе. Хотя ThyssenKrupp сама стала творцом своего несчастья, после ее провала строительство специализированных слябовых заводов практически прекратилось. Последним примером стал завод CSP в той же Бразилии, введенный в строй в 2017 г. консорциумом, в который вошли бразильская железорудная компания Vale и два южнокорейских производителя стали — Posco и Dongkuk Steel. В настоящее время в Омане строится завод Vulсan Steel, который планирует производить «зеленые» слябы, выплавленные из железа, восстановленного водородом. Однако экономическая эффективность этой модели пока не подтверждена. Возможно, стратегия использования покупных слябов стала жертвой общего кризиса металлургической промышленности западных стран. Некоторые заводы, Рисунок 1. Обороты международной торговли стальными полуфабрикатами и их доля в экспорте 124 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ ЭКОНОМИКА МЕТАЛЛУРГИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=