MCC 2025 № 11

I УЧАСТНИКИ ОБСУДИЛИ расширение спектра услуг металлопереработки и сервисных возможностей. Генеральными партнерами конференции выступили компании А-ЗМК и HL, официальными партнерами – GlowByte, TAKU, партнером – ТД ЦентрМеталлИнвест. Поддержку мероприятию оказал Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). Сервисные металлоцентры, через которые осуществляется снабжение строительного комплекса, судостроения, машиностроения, производителей техники и других ключевых металлопотребляющих отраслей, набирают популярность в России. В условиях снижения металлопотребления на внутреннем рынке и падения маржинальности традиционного металлоторгового бизнеса ориентация на сервисную переработку металлопроката, изготовление деталей и комплектующих, а также интеграция в производственные цепочки конечных потребителей становится для многих игроков рынка своего рода «спасительной соломинкой». При этом важным аспектом является выстраивание эффективного взаимодействия СМЦ с производителями металлопроката, а также учет текущих рыночных тенденций, которые пока не внушают оптимизма. В частности, как рассказал В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт», на мировых рынках усиливается конкуренция, вследствие чего цены на стальную продукцию остаются на низком уровне. Значительное давление на рынок оказывает продолжающийся рост китайского экспорта, вызванный избыточными мощностями в Китае. Экспансия китайских компаний, в том числе на российский рынок, во многом обусловлена внутренними проблемами самого Китая. На протяжении более четверти века китайская экономическая модель была ориентирована на обеспечение высоких темпов экстенсивного роста. Он поддерживался увеличением объемов кредитования реального сектора, низкими процентными ставками и расширением рынков сбыта. Но в последние годы реализация этой стратегии сталкивается с растущими трудностями. В металлургии китайские власти выступают за ограничение производственных мощностей и закрытие устаревших предприятий, но и в то же время за дальнейшую модернизацию оборудования, увеличение выпуска более качественной и дорогостоящей продукции для внутренних и зарубежных покупателей. Эти тенденции характерны не только для металлургии. Ожидается, что агрессивная конкуренция со стороны китайских компаний в России будет усиливаться. Это требует принятия незамедлительных и решительных мер для защиты отечественной промышленности. Ситуация усугубляется сжимающимся внутренним спросом. Так, за первые восемь месяцев 2025 г. видимое потребление стальной продукции в России снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщил Е. Ломацкий, начальник управления продаж производителям и переработчикам проката с покрытием и СМЦ компании Северсталь (рис. 1). По итогам текущего года ожидается снижение отставания до 13% благодаря эффекту низкой базы. Тем не менее в таких отраслях, как строительство, машиностроение и ТЭК сохраняются негативные тенденции. На этом фоне более оптимистично выглядит сегмент СМЦ, где спад металлопотребления в 2025 г. оценивается только на уровне 3%. За первые восемь месяцев текущего года Северсталь увеличила поставки стальной продукции для СМЦ на 7,2% по сравнению с АППГ. Рисунок 1. Емкость рынка стали в России 108 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • НОЯБРЬ МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ И СМЦ

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=