и стали выстраивать барьеры перед китайцами. Характерно, что китайский экспорт стали в США, в середине нулевых достигший 5 млн т в год, посредством введения антидемпинговых пошлин был сокращен примерно до 500 тыс. т к 2024 г. Наконец, развитие китайской экономики за счет кредитов привело к накоплению долгов. По официальным данным, в конце первой половины 2025 г. совокупная задолженность местных органов власти достигла 51,95 трлн юаней ($7,23 трлн). К ним еще надо добавить «неофициальные», теневые долги, которые МВФ оценивает еще в 60 трлн юаней. Если же учесть еще и корпоративный долг, то общая сумма, по оценкам некоторых западных экспертов, может превысить китайский ВВП более чем в 4 раза. Поэтому китайская экономика не может остановиться и даже затормозить рост. Тогда существенная часть этих долгов станет невозвратной, что может оказать самое разрушительное воздействие на национальную финансовую систему. В последние несколько лет китайское государство разрулило ситуацию с долгами девелоперских компаний, которые оценивались примерно в $3 трлн. Обанкротилась только компания Evergrande, у которой из $300 млрд задолженности бóльшая часть приходилась на обязательства перед иностранными инвесторами. Но повторить этот трюк в рамках большей части экономики не реально. По меньшей мере с 2021 г. китайские компании постоянно ждут, что правительство страны вот-вот примет некую чудодейственную программу стимулирования экономики страны, которая даст желанное увеличение спроса, позволит загрузить мощности и поднять цены. Промышленникам и строителям это действительно очень нужно. С 2023 г. в Китае регулярно регистрируется дефляция. Некоторые специалисты начинают сравнивать текущую обстановку в КНР с Японией начала 1990-х годов, которая как рухнула в дефляционный кризис, так из него и не вышла до сих пор и уже, скорее всего, не выйдет никогда. Да, эксперты полагают, что японский сценарий Китаю пока не грозит. В частности, из-за того, что цены на недвижимость понизились только на 15—20% по сравнению с пиком, а не в 4 раза, как в Японии. Но что будет дальше? Китайские власти принимают меры по восстановлению и расширению внутреннего спроса. Так, с прошлого года действует программа по предоставлению субсидий на обновление промышленного оборудования, автомобилей, других товаров длительного пользования. И это реально работает. Например, выпуск автомобилей и бытовой техники в текущем году показывает рост. Но всю экономику так не поднять. Чудодейственной программы не будет. По данным Национального бюро статистики КНР, за восемь месяцев 2025 г. вложения в основной капитал увеличились только на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам I квартала этот показатель достиг 4,2%, и с тех пор непрерывно снижается. Внутренний рынок не тянет, а тут еще США развязали торговую войну против Китая, намереваясь поставить барьер на пути китайских товаров. Сейчас Китай, правда, сдерживает их пыл благодаря доминированию на рынках ряда редких металлов, но в западных странах идет очень мощное движение по замещению китайского импорта. По сути, в настоящее время китайская экономика перешла в режим выживания. Ей любой ценой необходимо сохранить свои 5% ежегодного роста. И она это делает. Все должно быть Китай От китайского правительства ждали, что в ответ на американскую торговую войну оно начнет стимулировать внутреннее потребление. Но оно пошло другим путем, сделав основную ставку на расширение экспорта за пределы США и других западных стран, чтобы относительно безболезненно пережить утрату существенной части этих рынков. В принципе китайские власти давно озаботились этим вопросом. Еще в 2013 г. стартовала программа «Один пояс, один путь», основной задачей которого было строительство инфраструктуры по пути основных экспортных маршрутов китайских товаров. Предполагалось, что китайские компании благодаря реализации многочисленных проектов получат желанные заказы и загрузку своих мощностей. Однако результаты оказались весьма скромными. Причем во многом были виноваты сами китайцы, которые сильно переоценили доходность построенных ими объектов. У стран, первыми согласившихся на участие в таких проектах, возникли нешуточные проблемы с задолженностью (яркий пример — Шри-Ланка), а большинство остальных резко все отменили. Кроме того, не всем понравился практически нулевой уровень локализации. В своих проектах китайские компании предпочитали использовать все свое до последнего шурупчика и даже рабочих зачастую привозили своих. Чуть ли не единственным примером успешной китайской экономической экспансии стал Пакистан, не104 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • ОКТЯБРЬ ЭКОНОМИКА МЕТАЛЛУРГИИ
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=