MCC 2024 № 10

способностей сети, а именно строительство новых веток и модернизация имеющихся железнодорожных путей, расшивка «узких мест». Реализация этого направления позволит продолжить работу по развитию тяжеловесного движения, что особенно актуально при перевозках угля. Также необходимо отметить существенные задачи, стоящие перед собственниками транспортно-логистических центров и портов, в том числе по развитию собственной инфраструктуры для повышения пропускных способностей. С целью повышения эффективности работы парка в условиях, когда основная масса эксплуатируемых вагонов (или 75%) — это типовой подвижной состав на тележках 18-100 и аналогах, обладающих худшей динамикой по сравнению с улучшенными тележками 23,5 тс, скользунами постоянного контакта и тележками с увеличенной осевой нагрузкой 25 тс, рационально принять решение о запрете выпуска такого подвижного состава, начиная с какого-то периода (по аналогии с запретом на использование осей РУ-1 и поглощающих аппаратов класса Т0). При этом вагоны не нужно будет преждевременно выводить из эксплуатации и отправлять в металлолом, поскольку все они имеют назначенный срок службы, после окончания которого будут списаны установленным порядком. Сейчас это может звучать революционно, но когда-то это решение необходимо будет принять. Таким образом будет остановлено поступление на сеть вагонов морально устаревших конструкций. То есть парк обновится сам за счет исключения вагонов по окончанию назначенного срока службы. Прогнозируется, что масштабная «разгрузка» парка произойдет в 2032—2034 гг., когда будет списано почти 247 тыс. грузовых вагонов. При этом запрет поступления на сеть вагонов устаревших конструкций повлечет за собой рост числа новинок на рынке, повышение качества производства и увеличение конкуренции между производителями. Реализация такого запрета не подразумевает полный переход к производству вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. Очевидно, что не для всех типов вагонов такая нагрузка актуальна и будет использоваться полностью. Поэтому предполагается сохранить производство вагонов на тележках 23,5 тс. Однако к тележкам должны предъявляться повышенные требования в части обеспечения увеличенного межремонтного пробега и повышенной надежности узлов, что позволит улучшить эффективность работы грузового вагона благодаря сокращению числа отцепок в текущий отцепочный ремонт, а также за счет обязательного применения скользунов постоянного контакта. Такой запрет необходимо предусмотреть, например, при актуализации Стратегии развития транспортного машиностроения или других основополагающих документов, поскольку их содержание имеет принципиальный характер для отрасли и позволяет вагоностроителям системно организовать работу по освоению производства того или иного типа вагонов, или же предложить другие, лучшие решения, адаптированные под запросы собственника. В заключение Е. Семенов проанализировал перспективу списания грузовых вагонов до 2035 г. По его мнению, можно смело говорить о том, что мощности отечественных вагоностроительных заводов достаточны для возмещения списываемого парка на всем протяжении рассматриваемого периода, за исключением 2032—2034 гг., когда ежегодно будет списываться свыше 80 тыс. вагонов в год. И одним из основных списываемых сегментов в этот период станут полувагоны, по которым на пике списания объем достигнет 57—70 тыс. полувагонов в год. С целью недопущения дефицита подвижного состава критически важно обеспечить распределение списываемых объемов на более широкий горизонт. Это важно сделать в первую очередь для того, чтобы имеющихся мощностей вагоностроительных заводов было достаточно для покрытия выбывающих объемов и чтобы не возникало предложений о возвращении к обсуждению продления срока службы из-за образовавшегося дефицита, поскольку увеличивать мощности из-за повышенного спроса, выходящего за рамки производственных возможностей, на период трех лет нецелесообразно, так как они не будут востребованы в дальнейшем. Помимо мощностей по производству грузовых вагонов также критически важно обеспечить соответствующие мощности по производству основных комплектующих при пиках списания в 2032—2034 гг. ПОДГОТОВИЛ СТАНИСЛАВ ДВОРСКИЙ WWW.METALINFO.RU 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=