численность населения, вырос в 17,9 раза (для сравнения: в Малайзии ВВП увеличился в 8,6 раза в 1990— 2022 гг., в Перу — в 7,1 раза). Следует оговориться, что база Узбекистана была ничтожно мала по сравнению с приведенными странами, а результат у государств ЮгоВосточной Азии и Латинской Америки в 2022 г. оставался существенно выше. Номинальный ВВП Узбекистана в 2022 г. составил $80,4 млрд, Малайзии — $407,9 млрд, Перу — $523,6 млрд. С самого начала самостоятельного развития руководство Узбекистана отказалось от ориентации исключительно на производство и экспорт хлопка. Его доля в экспорте более чем с 50% упала ниже 10%. Такая политика требовала наличия эффективных конкурентоспособных отраслей, способных компенсировать потерю валютных поступлений. В результате совместной деятельности бизнеса и власти хлопок, как основной экспортный товар и, соответственно, источник получения валюты, был постепенно заменен другими товарными позициями. В первую очередь, руководство страны компенсировало недополучение бюджетных доходов поставками на внешний рынок золота и цветных металлов. Так, на сегодняшний день основу экспорта Узбекистана составляют золото, медь, химическая, текстильная и сельскохозяйственная продукция (в первую очередь овощи и фрукты). В то же время, по мнению аналитиков, страна не сможет самостоятельно в узких рамках национальной экономики (как и большинство постсоветских государств) обеспечить системный прорыв в своем экономическом и социальном развитии. Отсутствие выхода к морю, а также наличие таких соседей, как Китай и Россия, ставят перед нынешним руководством Узбекистана очень сложный вопрос: по какому пути пойдет развитие страны в ближайшей и долгосрочной перспективе? В 1990 г., до развала СССР, Узбекистан экспортировал товаров на сумму около $12 млрд, а импортировал — примерно на $19 млрд. Экономические связи Узбекистана до наступления периода самостоятельного развития замыкались практически полностью на республики СССР: 60% — на Россию, 25% — на другие республики, преимущественно из Центральной Азии. В прошлом году экспорт достиг $24,4 млрд (треть которого пришлась на золото), импорт — $30,1 млрд, то есть за 33 года самостоятельного развития внешнеторговый оборот Узбекистана вырос в 1,76 раза. Сегодня страна является второй после Казахстана экономикой Центральной Азии, четвертой — в СНГ и пятой — на постсоветском пространстве. С приходом в 2016 г. нового президента — Шавката Мирзиеева, и в особенности после выборов в 2020 г., на которых он получил большинство голосов населения, в стране начался процесс либерализации экономического развития и активного вписывания Узбекистана в глобальную экономику. В сентябре 2022 г. вышел указ главы государства «О дополнительных мерах по ускорению стратегических реформ». Тогда же было создано Агентство стратегических реформ при президенте, в задачи которого входит разработка предложений по реформированию отдельных сфер и отраслей, выявление системных проблем и принятие мер по их устранению. Руководство страны продолжает переформатировать экономику путем ее диверсификации и расширения рынков сбыта, углубляя в том числе сотрудничество с ЕАЭС (с конца 2020 г. Узбекистан имеет статус наблюдателя) и Россией. В сентябре 2023 г. была одобрена Стратегия развития Узбекистана до 2030 г. (так называемая Народная Стратегия), имеющая социально направленный характер и соответствующая ESG-критериям. В документе изложены основные цели развития страны и ключевые реформы в различных секторах, которые должны быть осуществлены к концу текущего десятилетия. В данную стратегию включены планы снижения в 2 раза уровня бедности (до 7%), задача войти в число стран с доходами выше среднего, создание систем обСоветская финансовая система состояла из трех автономных видов денежных средств: P наличные деньги — это денежные средства населения и домохозяйств, свободно циркулирующие в повседневном обороте; P безналичные деньги — это денежные средства предприятий, на которые приобретались средства производства и строительные материалы; P валюта — средства, на которые приобретались импортные товары. Еще до распада СССР с принятием в 1988 г. закона о кооперации и с ликвидацией в 1991 г. монополии внешней торговли начался демонтаж плановой экономики, который обусловил разрыв существовавших связей между предприятиями и отраслями. WWW.METALINFO.RU 111
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=