I В ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИИ приняли участие сотрудники компаний, осуществляющих закупку металлопроката, — преимущественно закупщики и снабженцы. Около 18% составили собственники и директора компаний. В ходе опроса выяснилось, что фактически все участники рынка (97%) осведомлены о существовании онлайн-площадок для поиска и покупки металлопроката. Почти 2/3 (68%) уже пользовались такими площадками. В целом на российском рынке насчитывается свыше 20 электронных площадок — агрегаторы, доски объявлений, интернет-магазины, маркетплейсы, как аффилированные с ведущими производителями, так и независимые. Электронную торговлю активно развивают Северсталь, ЕВРАЗ, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, а также ведущие металлотрейдерские компании. Конкуренцию им составляют независимые площадки, обслуживающие десятки тысяч покупателей. Функционал у всех площадок разный. В одних случаях сделки осуществляются только напрямую с поставщиком, в других — заявка и счет формируются прямо на сайте, возможна предоплата или постоплата, есть возможность произвести как наличную, так и безналичную оплату, иногда можно оформить отсрочку платежа и получение кэшбэка. В ряде случаев при добавлении товара в корзину сразу предлагаются сопутствующие услуги: резка, металлообработка, антикоррозионная защита, доставка. На многих площадках установлены калькуляторы различных видов металлопродукции, тарифов на перевозку, справочники по стандартам сталей, есть индексы цен, аналитика по рынку, а также чаты для оперативного общения. Некоторые площадки предлагают программы лояльности — там проводятся акции и предоставляются скидки. Так или иначе, а изучение и применение этих ресурсов может дать определенный срез рынка и существенно помочь сориентироваться в текущей ситуации в секторе снабжения промышленности материальными ресурсами. Как оказалось, «Пульс цен» и «23met» — абсолютные лидеры по узнаванию онлайн-площадок для поиска и закупки металлопроката. Остальные конкуренты существенно им уступают (рис. 1). В частности, один из самых продвигаемых на рынке маркетплейсов — Платферрум — в настоящее время знают 38% представителей целевой аудитории. 14% аудитории, знающей о Платферруме, покупали здесь металлопрокат, а это составляет 5% всей целевой аудитории. Подавляющее большинство пользователей довольны сервисом: 85% из тех, кто уже покупал на площадке Платферрум, готовы ее порекомендовать. Порядка 39% целевой аудитории предпочитают договариваться с поставщиком об отсрочке платежей напрямую, 27% используют кредиты. Овердрафт и факторинг — менее популярные финансовые инструменты (рис. 2). Стоит отметить, что для тех, кто не пользуется онлайн-площадками для закупки металлопроката, гораздо более характерно договариваться об отсрочке напрямую с поставщиком. Так или иначе, а с появлением маркетплейсов и онлайн-площадок для продажи металлопродукции конкуренция на рынке значительно усилилась, скорость транзакций выросла. Электронные продажи явным образом растут. И этот рост продолжится за счет неизбежного расширения аудитории маркетплейсов. Такой консервативной отрасли, как металлургия, различные подходы к продажам пойдут на пользу, сделав каналы сбыта и продвижения продукции эффективнее. Как ни крути, а будущее за цифровыми сервисами. Люди, привыкшие к онлайн-закупкам товаров, услуг и продуктов в своей обычной бытовой жизни, будут все увереннее пользоваться такими поведенческими паттернами и в профессиональной плоскости. Актуальность цен, прозрачность и скорость сделок — все это объективные преимущества электронной торговли, позволяющей напрямую соединить поставщиков и потребителей товарно-материальных ценностей. Параллельно журнал «Металлоснабжение и сбыт» провел на своем сайте опрос: «Какую долю продаж занимает электронная торговля в бизнесе?» Выяснилось, что у 30% опрошенных на долю е-commerce приходится до 10% продаж, у 7% электронная коммерция достигает 10—20% в объеме продаж, у 6% — 20—30%, а у 10% респондентов электронный портфель превышает даже 30%! Однако 46% опрошенных ответили, что пока не пользуются таким инструментарием. Так что потенциал роста в этой сфере весьма высокий. Все больше и больше процессов и направлений в металлургии будет оцифровываться. Сегмент ретейла тому яркий пример. ПОДГОТОВИЛ ДМИТРИЙ ЛЯХОВСКИЙ Рисунок 1. Основные онлайн-площадки Рисунок 2. Основные финансовые инструменты WWW.METALINFO.RU 81
RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=