MCC 2025 № 1

средства 600-километровую железную дорогу, соединяющую будущий рудник с побережьем, и морской порт для вывоза сырья. В результате дело стронулось с места. Само месторождение разделено на четыре блока. Два северных контролируются консорциумом WCS в составе сингапурской судовладельческой компании Winning International Group (45%) и китайской Weiqiao Aluminum, подразделения China Hongqiao Group (35%). Два южных участка будут разрабатываться корпорацией Rio Tinto и совместным предприятием, созданным китайскими компаниями Chinalco, Baowu, China Rail Construction Corporation и China Harbor Engineering Company. Ввод в строй всего комплекса ожидается в конце 2025 г., так что в текущем году поставки должны составить всего лишь 5 млн т. Но аналитики компании Macquarie предсказывают, что в 2027 г. на двух рудниках будет получено в совокупности уже 75 млн т руды, а в 2028 г. — 90 млн т. Полная же проектная мощность Simandou должна достигнуть 120 млн т в год (два предприятия по 60 млн т). Львиная доля сырья будет поставляться в Китай. За счет этого китайские компании планируют диверсифицировать импорт ЖРС и снизить в нем долю Австралии, которая в настоящий момент составляет немногим менее 70%. Еще несколько железорудных проектов анонсировано в других странах Африки — в Мавритании, Либерии, Камеруне, Конго и Габоне. Возможно, не все они будут реализованы в ближайшие годы, так как высокое качество африканского сырья сочетается с политической нестабильностью и сложной логистикой. Но 30—40 млн т в год новых мощностей к 2030 г., пожалуй, вполне реальны. Действительно, при таком приросте возникновение избытка предложения на мировом рынке ЖРС вполне вероятно. Но, как считают специалисты железорудных компаний, рынок отрегулирует сам себя. При этом объемы потребления могут измениться незначительно по сравнению с текущими показателями, но совсем другой станет его структура. Руда руде рознь Самое большое влияние на мировой рынок ЖРС должна оказать климатическая политика. Борьбу с глобальным потеплением можно и нужно считать грандиозной аферой с четкими целями и конкретными выгодоприобретателями или современной тоталитарной религиозной сектой. Но так или иначе западным странам удалось навязать «повестку» большей части мира. Поэтому основной целью металлургов вместо повышения эффективности и качества или снижения уровня загрязнения окружающей среды стало сокращение выбросов углекислого газа. При использовании доменно-конвертерной технологии на тонну стали выделяется в среднем около 1,65 т углекислого газа. Поэтому металлургические комбинаты попали под массированный удар пропаганды климатического лобби. Практически все крупные западные компании анонсировали либо уже реализуют проекты, направленные на замену доменных печей электродуговыми. Однако сразу же возникает вопрос с сырьем для этих печей. Перевести значительную часть мировой металлургии с железной руды на металлолом нереально по причине недостаточности резервов последнего. Поэтому в большей части климатических проектов предлагается использование железа прямого восстановления (оно же горячебрикетированное, губчатое, DRI/HBI). В рамках этой технологии окатыши с высоким содержанием железа и минимумом примесей восстанавливаются природным газом, углем или водородом. Cамый крупный железорудный проект, который сейчас реализуется в мире, — это Simandou в Гвинее. 116 МЕТАЛЛОСНАБЖЕНИЕ И СБЫТ • ЯНВАРЬ СЫРЬЕВАЯ БАЗА

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=